Экономика
В регионе дефицит специалистов-агрономов по работе с органическими удобрениями

О роли органических удобрений для улучшения плодородия почв, в том числе на примере использования органических удобрений говорили сегодня на заседании экспертного совета при комитете АПК, экологии и природопользования. В нем приняли участие депутаты Думы, представители ведущих сельхозпредприятий, Правительства Ярославской области, федеральных надзорных органов.
Участники совета заслушали положительный опыт птицефабрик Ярославской области по производству органических удобрений из побочных продуктов птицеводства, вовлечению их в сельхозпроизводство, в том числе для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельхозназначения.
— Все эти вопросы необходимо решать как на федеральном, так и на региональном уровне, — подчеркнул председатель Думы Михаил Боровицкий. – Здесь требуется государственная поддержка по различным направлениям работы сельхозпредприятий с побочными продуктами животноводства. Будь то субсидирование транспортных расходов при перевозке органических удобрений или возмещение затрат на приобретение технологического оборудования для переработки навоза или помёта.
Эти и другие вопросы Михаил Боровицкий планирует озвучить на одном из заседаний Совета законодателей.
На заседании было отмечено, что органические удобрения и побочные продукты животноводства – важный резерв повышения урожайности. Без их систематического применения получать высокие и устойчивые урожаи затруднительно.
— Под влиянием органических удобрений улучшается физико-химические свойства почвы, ее водный и воздушный режимы. Если мы будем использовать только химические минеральные удобрения, то через несколько лет наши земли перестанут давать урожай, — пояснил заместитель председателя Думы Виктор Волончунас.
Вместе с тем, обсуждался ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшее время. В частности, отмечены недостаточность мероприятий, направленных на восстановление плодородия, дефицит специалистов-агрономов по работе с органическими удобрениями, несовершенство законодательства в области обращения с отходами животноводства, стихийная застройка земель дачными и коттеджными поселками, которые вплотную приближаются к пашням сельскохозпредприятий.
Участники экспертного совета рекомендовали Правительству Ярославской области оказать информационную поддержку для распространения имеющегося опыта применения побочных продуктов животноводства и органических удобрений, разработать и принять меры господдержки сельхозпредприятиям, применяющим для восстановления плодородия почвы органические удобрения, а также товаропроизводителям, закупающим специализированную технику для внесения органических удобрений в почву. Было предложено также рассмотреть возможность предоставления льготных налоговых режимов предприятиям, производящим органические удобрения на территории Ярославской области, в том числе, в целях увеличения объемов производства. На реализацию данных мероприятий были определены конкретные сроки выполнения.
Экономика
Депутаты дали оценку ходу реализации госпрограмм экономического блока

Комитет по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству подвел итоги выполнения мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области, ознакомился с ходом реализации четырех профильных программ, а также обсудил законопроект «О развитии ответственного ведения бизнеса в Ярославской области».
О реализации cтратегии депутатам рассказал министр экономического развития Дмитрий Аминов. Реализация идет через 31 государственную программу. 11 касается сферы здравоохранения, 8 – экономики, 7 – госуправления и 5 – создания инфраструктурных объектов. В 2024 году выполнение программ контролировалось по 30 показателям. 18 показателей выполнены и превысили по итогам года плановые значения. Например, номинальный объем валового регионального продукта превысил плановые цели на 17%, производство продукции сельского хозяйства на 45%, на 7,5% опередили план темпы роста инвестиций в основной капитал региональных предприятий. На 14% больше запланированных значений выросла средняя заработная плата, перевыполнены планы по ремонтам дорог регионального и местного значения.
— В мае 2024 года Президент России Владимир Путин подписал указ о новых национальных целях развития Российской Федерации. Федеральное правительство разработало и довело до региона проект значения целевых показателей, которые лягут в основу обновленной стратегии развития. Министр экономического развития Дмитрий Аминов пообещал сформировать рабочую группу и пригласил депутатов принять в ней участие, — отметил председатель комитета Максим Вахруков.
Кроме того, комитет ознакомился с ходом реализации четырех профильных программ: по экономическому развитию и инновационной экономики, по развитию промышленности, по управлению земельно-имущественным комплексом, и по развитию системы государственных и муниципальных закупок.
Особое внимание было уделено поддержке региональной промышленности и субъектов малого и среднего бизнеса.
По итогам 2024 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства выросло на 1%, а оборот таких предприятий в сопоставимых ценах вырос на 4%.
Что касается поддержки крупных производственных предприятий, то, как отметил в своем докладе заместитель министра инвестиций и промышленности Андрей Сторожев, несмотря на сохраняющиеся негативные тенденции в экономике, в 2025 году в регионе идет рост промышленного производства. За январь — апрель индекс промышленного производства составил 103,9% (это 7-е место в ЦФО и 27 – в целом по РФ), объем отгруженной продукции перерабатывающих производства на 8% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Фонд регионального развития Ярославской области находится на 3 месте в ЦФО по объему привлечения поддержки из федерального фонда развития промышленности для областных предприятий. В 2025 году получены займы на сумму 2 млрд руб., одобрены и подписаны договоры займа более чем на 3 млрд рублей.
Также комитет ознакомился с законопроектом «О развитии ответственного ведения бизнеса в Ярославской области», внесенного в Думу главой региона Михаилом Евраевым. Документ предполагает, что региональные предприниматели могут получить статус ответственного субъекта предпринимательской деятельности, а вместе с ним – финансовые и имущественные меры поддержки.
— Это модельный закон. Введение национального стандарта по ведению ответственного бизнеса начато в Центральном федеральном округе, 15 регионов из 18 уже приняли подобные законы. В случае его принятия нам предстоит еще большая работа по разработке подзаконных нормативных актов, — отметил Дмитрий Аминов.
Комитет принял решение рекомендовать Думе принять законопроект в первом чтении, а дальше в рамках рабочей группы поработать над его совершенствованием.
— Проект вызвал множество дискуссий. Комитет принял решение рекомендовать его к принятию в первом чтении и установить срок внесения поправок до 19 сентября. Я считаю, что законопроект важный. Поддержка бизнесу нужна, и она должна быть точечная, адресная. Будем к этому идти, — подытожил Максим Вахруков.
Экономика
В 2024 году бюджет Ярославской области исполнен с дефицитом 7,31 млрд. рублей

Проект закона об исполнении областного бюджета за 2024 год сегодня рассматривался на заседании комитета по бюджету, финансам и налоговой политике. Перед депутатами с докладом выступил министр финансов Алексей Долгов. Он отметил, что в доходную часть бюджета поступило 126,8 млрд. рублей, из них собственных доходов – 104,6 млрд. рублей. Расходы составили 134,1 млрд. рублей. В 2024 году бюджет исполнен с дефицитом 7,31 млрд. рублей. Расходы на социальную сферу составили 72, 9 млрд. рублей или более 54% от общих расходов бюджета.
Превысили плановые значения поступления от налогов на доходы физических лиц, на совокупный доход, на имущество, на пользование природными ресурсами и государственной пошлины. Доходы от продажи государственного имущества составили 10,6% от плана, от использования государственного имущества — 45%, от штрафов — 46%.
Безвозмездные поступления в областной бюджет в 2024 году превысили 22 млрд. рублей.
В 2024 году были введены в строй крупные социальные и инфраструктурные объекты, такие как волейбольный центр в Ярославле, культурно-досуговый центр в Данилове, школы на ул. Пашуковской в Ярославле и в селе Погорелка Рыбинского района, ряд значимых объектов ЖКХ и дорожного хозяйства.
— Правительством области в 2024 году своевременно предпринимались меры, направленные на проявление кризисных явлений в экономике, принимались взвешенные решения в части бюджетной и налоговой политики, что позволило увеличить рост налоговых и неналоговых поступлений. Благодаря этим факторам удалось не только выполнить все социальные обязательства региона, но и усилить курс развития региона по различным отраслям, — подчеркнул Алексей Долгов.
Также было отмечено, что в 2024 году началось строительство объектов сроком окончания в 2025 году: стационара детской областной больницы, нескольких школ в Ярославле, Угличе и Ярославском районе.
— Несмотря на все сложности, которые пришлось переживать нашей экономике в 2024 году, собственные доходы областного бюджета превысили 100 млрд. рублей. Это плюс 10% к 2023 году. Неплохо проявил себя малый и средний бизнес, использующий упрощенную систему налогообложения. Умная, толковая работа наших предпринимателей позволила им в сложнейших условиях находить правильные решения, развиваться и платить налоги. Мы, в свою очередь, вопросам развития предпринимательства в регионе вместе с правительством области уделяли и будем уделять особое внимание, — отметил председатель думского комитета Александр Гончаров.
Депутаты рекомендовали Ярославской областной Думе рассмотреть проект закона об исполнении областного бюджета за 2024 год в двух чтениях и принять закон в целом.
Экономика
В Ярославской области 1,9 млрд рублей составили расходы, связанные с проведением СВО

Комитет по бюджету, финансам и налоговой политике заслушал информацию областного правительства об исполнении регионального бюджета за 1 квартал 2025 года, а также ознакомился со сводным отчетом о ходе реализации и об оценке эффективности госпрограмм за 2024 год.
Как проинформировал министр финансов Ярославской области Алексей Долгов, доходы бюджета в первом квартале составили 29,5 млрд рублей (20% от плановых показателей). Это на 3 млрд рублей больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
При этом собственные доходы бюджета составили 23 млрд рублей (17,9% от плана), что на 4% превышает показатель 2024 года. Налог на прибыль поступил в сумме 7,6 млрд рублей (рост на 3,9%), налог на доходы с физических лиц — в сумме 6,5 млрд рублей (рост на 13,4%), акцизы – 4,1 млрд рублей (снижение на 16%). Положительная динамика сложилась по налогу на совокупный доход (120% по отношению к предыдущему году), по налогу на имущество (101%), госпошлина (122%).
Расходная часть исполнена на 30,6 млрд рублей (21% годового плана). По сравнению с 2024 годом выросли фактические расходы на здравоохранение, культуру, спорт, развитие экономики, общегосударственные вопросы.
— 1,9 млрд рублей составили расходы, связанные с проведением СВО, — отметил Алексей Долгов. – Из них на меры поддержки участников СВО и членов их семей — 1,38 млрд рублей, на материальное обеспечение воинских частей — 500 млн рублей, на помощь Акимовскому району – 22 млн рублей. Отмечу, что расходы по аналогичному периоду прошлого года были в 4 раза ниже.
— Несмотря на общее охлаждение экономики, показатели первого квартала смотрятся весьма обнадеживающе, и, в целом, ситуация у нас вполне благоприятная. Вектор, который обычно задает первый квартал, мы попытаемся удержать. При этом областному правительству надо обратить внимание на ускоренное погашение кредиторской задолженности и посмотреть на механизм снижения заемных средств, чтобы уменьшить затраты на обслуживание госдолга, — подчеркнул председатель комитета Александр Гончаров.
Также в ходе заседания депутаты ознакомились со сводным отчетом о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Ярославской области за 2024 год, и обсудили исполнение профильной госпрограммы «Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами».
— Четкое исполнение государственных программ – это основа эффективного использования бюджетных средств. В этом году мы видим изменение методики составления и оценки государственных и региональных программ, и нам нужно более четко включаться в механизм их реализации, — резюмировал Александр Гончаров. – Что касается программы по созданию условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами, то необходимо отметить, что мы добились хороших результатов. Так, темп роста собственных доходов бюджета составил по итогам года 9% (при плановом значении 4%). Очень хорошие результаты — в выравнивании бюджетной обеспеченности между самыми богатыми и самыми бедными муниципальными районами. При плановом коэффициенте 2, разница между наименее и наиболее обеспеченными муниципальными районами составила 1,2. Это говорит о выверенной бюджетной политике и вниманию к муниципальным районам.