Холодяков Игорь

- учитель

Мой учитель работает в колонии

Я окончила школу шестнадцать лет назад, но последние два класса помню настолько хорошо, как будто только вчера получала аттестат. Во многом, потому что мне нравился психологический климат в классе, но также, потому что была пара учителей от встреч, с которыми, учеба переставала быть погоней за хорошими отметками, а становилась путешествием в невероятный мир. Мой учитель литературы, Игорь Викторович Холодяков всегда находил точные и верные слова, которые делали нас с книгой неразлучными. После нашего выпуска он ушел из школы. Как выяснилось позже, преподавать литературу и русский язык он отправился… в колонию.

 

 

Игорь Викторович, честно говоря, само слово «колония» вызывает ужас. Когда я говорю своим коллегам, например, «мой учитель литературы работает в колонии» у всех открывается рот и выпадают глаза.

Действительно, школа в исправительной колонии, или «на зоне», явление особое. С одной стороны, Указ Президента требует обязательного обучения всех осужденных до 30 лет, начальникам отрядов вменено в обязанности обеспечить явку в классы осужденных. С другой стороны, никто внятно не может объяснить зеку, а зачем ему, собственно, это среднее образование. Возникает ситуация, когда нужно учиться, чтобы учиться, т.е. чтобы администрация учреждения отрапортовала о выполнении Указа, а администрация школы отчиталась о стопроцентной наполняемости классов. И тогда становится понятно, что только наполнение уроков каким-то реальным жизненным содержанием может превратить то, что с точки зрения осужденного стало очередным «шилом», «обязаловкой» во встречу с чем-то неизвестным доселе, но важным.

15 – 20 взрослых (от 18 до 29 лет) учеников, многие из которых в своей жизни испытали такое, о чём мы и не догадываемся. Например, один из моих учеников записал свой адрес, где жил последний год – на улице Павлика Морозова колодец-узел теплотрассы.

Вы учитываете эти обстоятельства и то, что это хм… особенный ученик или они такие же как все, и нужно убедить в этом и себя, и их?

Мне кажется, что предельно точно выразил своё ощущение от жизни в зоне один из моих взрослых школьников, когда он, мучительно подбирая слова, вдруг сказал: «Мы здесь, на зоне, как дошколята в детском садике: это не трогай, это нельзя, и это тоже нельзя, туда не ходи, с этим не разговаривай, такие слова не говори... а то накажу!» Именно поэтому так трудно вернуться освободившемуся из заключения к статусу взрослого, свободного, самостоятельного человека, и частые рецидивы у освободившихся не столько следствие испорченности закоренелого уголовника, который «не может не воровать», сколько неумение адаптироваться к миру свободы, перейти из ранга постоянно опекаемого, по сути ребёнка, к мировосприятию и поведению независимой личности.

А этот опекаемый ребенок, он проявляет интерес к тому, что происходит на уроках? Ведь очевидно, что нужен нетрадиционный, возможно, новаторский метод.

Я их обязан учить. Причём самое поразительное – это то, что наш завуч возвращается после сдачи отчётов у начальства, тряся губой и едва не плача: ругали за то, что в школе в колонии не можем добиться стопроцентной успеваемости! И это на полном серьёзе – ученики наши, выгнанные из седьмого, а то и из пятого класса детской школы в вечернюю за прогулы, за избиения одноклассников, а то и учителей, за воровство и вымогательство денег, должны теперь стать старательными и прилежными! Да, кто же спорит, надо, надо учить этих парней, которые никогда не слышали о Ломоносове и законе Менделеева, об Александре Невском и «Стерегущем», о Тютчеве и Троице-Сергиевой лавре, о том, что любить и плакать от любви не стыдно… Но начинать нужно с ними с особой программы, с особых уроков, и не оценка должна быть главным! А у нас, очевидно, всё боятся, что если не будут ставиться отметки, то учитель делать ничего не станет на уроке!

Если взрослый парень поймёт, что ему нужно начать грамотно излагать свои мысли на бумаге, то через два месяца я обязуюсь научить его справляться с типовым диктантом для девятого класса. Но если мой ученик в свои 20 лет ни разу не попадал в ситуацию, когда ему жизненно необходимо было именно без ошибок написать подряд три предложения, то как я объясню ему, зачем нужно учить правила постановки запятой при однородных членах с союзом «И», если он все свои годы весело, сыто и пьяно прожил без однородных членов и дальше намерен без них обходиться?

А вы как раз и являетесь тем, кто помогает этому парню что-то понять. Как вы коммуницируете, как выстраиваете диалог?

По сути дела, я должен сказать своим ученикам, что не просто бедность и не просто ограниченность в возможностях станут причиной преступления, а навязываемая всей массе населения одна цель, господство единых для всех символов материального благополучия как обязательного образца, примера для подражания. То есть все эти Ксюши Собчаки, Серёжи Зверевы, все эти телепередачи, все глянцевые журналы упорно вдалбливают: успешен только тот, кто может из своего дорогого автомобиля войти в не менее дорогой коттедж, поехать отдыхать в январе на Лазурный берег, а в августе – на далёкий тёплый остров. И кто всё это иметь не способен – тот просто неудачник, и не нужно говорить о какой-то особой духовности – какая там духовность, если наш сегодняшний образец для подражания – американец – давно уже отчеканил для нас, дураков: «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?» А вот законных средств добиться этих знаков твоей успешности и нет! А девочки предпочитают богатых! А в кино сходить, да при этом купить мороженое, попкорн, чипсы, пепси – на двоих уже получается тысяча, а где её взять? Учиться, учиться и ещё раз учиться – и что будешь иметь?

Да, я прекрасно знаю, что половины преступлений не было бы, если бы этим парням платили нормально за нормальный труд. То есть сначала платили бы его родителям столько, что маме не нужно было бы бежать с одной работы на другую, лишь бы сынок был одет и обут «не хуже других», а можно было бы подольше с ним быть вместе, да чтобы папа не водочкой все проблемы жизни лечил… Ведь дико это – человек на зарплату не может прокормить семью! Вот и читай после этого умные книги!

Ваши ученики часто обвиняют кого-то в своем положении? Родителей, государство, систему? Каким они видят мир?

Моих учеников — да, этих проклятых уголовников, ворье, жуликов, навсегда прописанных в этом блатном мире, все так, — но покинули все. Или, в современной лексике, кинули, т.е. подставили, обманули. Их по-кинули, кинули в свое время родители, оставив без любви, тепла, заботы, без настоящей семьи. Их по-кинуло государство, не дав возможности начать жизнь по-человечески или исправить свою ошибку, часто глупую, мальчишескую, за которую по большому счету нужно было бы выдрать хорошенько и отправить к деду на перевоспитание, а попросту оторвать от того круга, где он неминуемо повторит сделанное. Но ошибка фиксируется, становится путем в жизнь иную, где другие ценности, совсем не те, о которых говорила учительница в классе, где совсем иные представления о добре и зле.

Понятие «мы» отсутствует, есть только «я и мой кент», но сами себя и поправляют, посмеиваясь: «Сегодня кент, а завтра мент». Есть устойчивые группы: «семейники» — иногда это земляки, реже подельники – получившие срок по одному и тому же делу, иногда просто симпатизирующие друг другу. Эти твердо знают: за семейника нужно пойти на нарушение, на кулаки, на конфликт с администрацией, в изолятор... Часто перед уроком слышу просьбу: сегодня уж отпустите меня чуть пораньше с урока, нужно встретить семейника, «поднимается», т.е. выходит из изолятора после наказания за какую-то провинность, «пятнашку оттянул, так что надо подкормить»... По сути, семейник выполняет потерянную функцию родственника, близкого человека, потому что без семьи — тоска.

Я не понимаю, где выход из этого круга, как теперь пойти иным путем?

Если без иронии, то задача сводится к тому, чтобы человек, отбывший свои три – пять – семь лет, осознал, что преступление элементарно невыгодно именно ему в первую очередь, понял бы, как ценно то время, что он провёл бессмысленно за решёткой, просто задумался бы о том, что жизнь уходит так глупо! Если уж совсем упрощённо, то нужно, чтобы вышедший на свободу понял: не воруй – это грешно и глупо.

Есть ещё один путь к иной жизни – женщина. Правда, такая ситуация крайне редка, подавляющее большинство моих учеников твёрдо знает, что все бабы – суки, «думают только об одном – всегда готовы гульнуть, шлюхи от рождения». Иногда прорывается на уроке что-то очень личное. После очередного разговора о женских образах в литературе один мой ученик, 21 год, статья 158 – кража – остался в классе, когда все вышли, потом сказал из-за парты, старательно глядя мимо меня, в окно:

- А от меня жена ушла, сразу развелась, как посадили. А Вы всё рассказываете, какие они хорошие…

Я понимаю, что от меня ждут не просто сочувствия – совета, поэтому говорю:

- Ведь твоя жена, извини, не загуляла, не по рукам пошла – она именно от тебя ушла, от конкретного человека. Она же вышла за тебя, именно за тебя, замуж, а любая девчонка в душе повторяет, может быть, и не очень сознавая, слова, которые прекрасно знали наши прабабушки и которые однажды произнесла моя бабка, с гордостью глядя на моего деда: «За мужа завалюсь – ничего не боюсь!» Ведь девушка, выходящая замуж, действительно уходит туда (я пальцами показываю себе за спину), за мужа, он ей поддержка, защита во всех жизненных невзгодах, которые он на себя примет, но её, свою жену, детей своих, всех близких, сохранит, укроет. А ты ей показал, что на тебя надежда слабая. Парень смотрит на меня и говорит с непонятной интонацией, очень задумчиво:

- Так что же, мне теперь ещё у неё прощения просить? Она меня бросила – и я же виноват?

- А это зависит от того, как ты свой путь планируешь: если ты решишь, что ты «правильный пацан», только вот не повезло, в другой раз буду умнее, не попадусь, тогда такая жена тебе не нужна, найдёшь какую-нибудь дурочку, которая с тобой радостно пиво будет пить, от дармовых подарков твоих счастлива будет, да ещё и хвастаться начнёт. А вот если она тебе дорога, если тебе действительно нужна та женщина, которая твоей станет, «пока смерть не разлучит вас», которая тебе детей дарить будет – тогда думай, может, и на коленях перед ней стоять придётся.

Звучит, конечно, как история из учебника по перевоспитанию сложных подростков. Но можно ли, в принципе, перевоспитать уже взрослого, сложившегося человека, имеющего пусть искаженный, но собственный взгляд на ценности?

Можно ли перевоспитать человека? На первый взгляд, кажется, что помочь осужденному пройти процесс социализации, то есть «перевоспитаться», войти равноправным членом в общество, из которого тебя насильственно изъяли, легко прежде всего потому, что преступность значительно помолодела. У меня есть ученики, которые в свои восемнадцать – двадцать лет здесь после множества комиссий по делам несовершеннолетних, после условного срока, причём это молодой человек, у которого практически не сформировано мировоззрение, нет чётких нравственных убеждений и отсутствует сколь-нибудь серьёзное представление о мире, о политическом устройстве, географическом положении России, её истории, культуре. Сегодня ко мне на урок в школе при исправительной колонии приходит молодой человек, который толком не знал семьи, с расшатанной психикой, с примитивным мировоззрением. Ну, просто как у «классика буржуазной педагогики» Песталоцци: ребёнок – это чистая доска, что захочешь, то и напишешь, а написанное навсегда войдёт в сознание, станет основой личности. Кажется, вот благодатное поле – паши и пиши! Так почему же осужденный, который не должен выпадать из поля зрения и начальника отряда (офицера-воспитателя), и самодеятельных организаций осужденных, и школьных учителей, который просто не может избежать воспитательного воздействия, так и не становится «носителем социально одобряемых норм поведения»? Огромное количество приходит в классы, твёрдо зная, что это образование им никогда не потребуется, а если нет цели и смысла в учёбе, то можно ли чему-нибудь научиться?

Предположу, что часто и они пытаются вас вернуть из мира книг в реальность и рассказать какая она.

Мои школьники убеждают меня: «Вы думаете, там (жест наверх, туда, где власть) не могут справиться с наркотой? Поймают курьера, какого-то мужика-туркмена, зачуханного с пятью презервативами в желудке, и неделю по телевизору показывают — победа над наркомафией! Вот хотите простой пример? По всему городу расклеены, в газетах встречаются постоянно объявления: куплю импортную аудио-видеоаппаратуру, можно без документов. И телефон дан! Дураку понятно, что это барыга, скупщик, нас приглашает с товаром, его прихлопнуть — как два пальца … об асфальт, а он телефон свой свободно дает, значит, не боится, но если его не трогают, выходит, это кому-то нужно, выгодно? А с наркотой точно так же, только там деньги совсем дурные ходят, поэтому никто и не рыпается, себя жалко. Если кто чужой случайно или по глупости влезет, просто исчезнет, как и не было дурака. Возражать будете?»

Я что-то мямлю общевоспитывающее, мол, у полиции до всех руки не доходят, но сколько веревочке ни виться... Кто-то спрашивает сострадающе: «Вы в самом деле так думаете?» Кто-то отвечает с задней парты: «Да не, это ему положено в нас вселять уважение к закону». Печально, но, кажется, мои ученики правы.

У меня бы опустились руки…

Единственное, на что я надеюсь – и это я постоянно повторяю на уроке – на то, что встретится им настоящая женщина. И твержу:

- Во всех опросах, анкетах, тестах женщины в большинстве своём на первое место поставили в мужчине надёжность и интеллект. Объяснить, почему?

- Женщины выбирают надёжного, – продолжаю я упрямо гнуть свою линию, - от которого не боишься ждать невероятных поворотов в настроении, который на предложение другана «махнём по пиву» сможет ответить: «Нет, извини, меня дома ждут!»

И я произношу гадким голосом:

- Хочешь, я сейчас тебе, и тебе, и тебе – всем вам и каждому в отдельности предскажу будущую семейную жизнь? А тест очень простой: вот сможешь ты сказать приятелям, которые тебя встретили случайно на улице и позвали посидеть, отметить это дело: «Нет, парни, уж извините, меня сыновья ждут, обещал на рыбалку сходить на ночь с палаткой!» - и всё! У тебя будет крепкая, дружная семья, и сыновья тебя обожать будут, и проблем не будет, потому что любая жена, чтобы такого мужика удержать, к себе навеки прикрепить, в постели такое будет вытворять, что ни одной «Камасутре» не снилось.

А вот если не сможешь ты с друзьями расстаться, даже если тебя дети ждут, червей накопали, палатку сложили поплотнее, как папа учил, термос приготовили с таким чаем, какой папа любит – тогда сценарий уже описан в старом анекдоте, помните?

Все вопят: «Расскажите!»

- А очень просто. Это наш, самый распространённый вопрос, задаваемый мужиком утром перед зеркалом: как же так получается, что фраза вчера вечером в компании: «Ну, ещё пару пива – и по домам!» - утром становится фразой: «Господи, и где же это я вчера был, и где же я так нажрался, и почему морда опять битая?»

Смех-то, конечно, был, но был весьма задумчивый.

И всё-таки, Игорь Викторович, меняется ли хоть что-то в судьбах ваших учеников, благодаря школе, книгам, общению, наконец, с вами?

Юля, это совершенно особый слой людей, возможно, с ними ты просто не пересекалась - это запущенность на уровне детства, поэтому меня встречают в штыки: "Зачем нам вся эта ваша лирика-стишки-поемы!" Первые два месяца я продираюсь через полный негатив, ломая отталкивание, пренебрежение, доказывая, что это важная часть жизни! И похвастаюсь: мой ученик Тарнакин участвовал во Всероссийском конкурсе стихов памяти Л.Ошанина, вышел во 2 тур,а В. Субоч (В.Шаман) опубликовал в журнале "Неволя" свой рассказ, № 45 2015 г.

Вы ведь в любой момент можете вернуться в обычную общеобразовательную школу, но вы не делаете этого, почему? Чувствуете личную ответственность?

Надеюсь, ты не ждёшь истории о том, как я проснулся ночью от нестерпимого желания сеять разумное, доброе, вечное среди зеков? У нас в семье, к нашему счастью, произошёл демографический взрыв, и пришлось срочно искать способ прокормить жену и детей. Оказалось, что это проще сделать именно в тюрьме. А что касается моих планов... я не могу заставить полюбить книгу, я не могу научить получать радость от встречи с умным и тонким автором, но я могу показать, что есть другой мир, в котором не стыдятся любить и плакать от любви, где не тёлки, а девушки, где не бабы, а любимые женщины, не кореша, а товарищи, где не выгадывают, как урвать, а живут весело и интересно.

А что касается возвращения в обычную школу... Юля, у меня два студента в Москве (старшие сыновья., прим.авт), третий на подходе, Бог даст, так что...

Но порой снится, что прихожу в класс, а там за первым столом - Ольга Карулина с Элен сидят, а за последним - Робик Галустян с Женькой Аксёновым, а в дверь ты лезешь, опаздываешь...

На фото: учитель Игорь Викторович Холодяков со своими детьми

 

 

Беседовала и записала Юлия Тарковская

 

01.09.2016 13:48 584 0


Комментарии

TOP NEWS