Проект радиостанции Эхо Москвы Ярославль посвященный годовщине начала Великой Отечественной войны
Немецкие войска вступили на территорию Польши 1 сентября 1939 года. Советские войска сделали то же самое 17 сентября. Мотивы немецкой стороны широко известны, что касается входа СССР, то есть две причины, которые приводятся в зависимости от желания обелить или очернить действия нашей страны. В первом случае утверждается, что РККА выступила на защиту жизней и имущества братских украинского и белорусского народов, притеснявшихся в панской Польше, от немецкого агрессора. Вторая версия состоит в том, что Сталин вступил в Польшу для того, чтобы согласно протоколу о сферах влияния разделить её с Гитлером.
Нетрудно заметить, что версии друг другу в целом не противоречат, а расходятся лишь в оценке.
Понять, что двигало советским правительством, можно после того, как мы ответим на вопросы - почему РККА не выступила сразу, и чего Москва ждала эти две с половиной недели?
Мотивы действий советского руководства исходили из анализа внешнеполитической обстановки, сделанной Сталиным перед ближним кругом перед решением дать добро на визит Риббентропа.
Говоря о возможных последствиях начала германо-польского конфликта Сталин, зная об английских гарантиях Польше, безусловно рассматривал его как старт большой европейской англо-франко-немецкой войны. При любом её исходе не лишним было бы обзавестись документом, как минимум закреплявшим советские претензии на признанные Антантой исконно украинские и белорусские земли, лежащие восточнее линии Керзона. Это и было прописано в секретном протоколе. Но сейчас - о другом.
На вопрос - почему СССР не выступил вместе с Германией - ответ в том, что советское руководство видело три варианта развития событий. В двух из них оно надеялось на поражение Гитлера на Западе и не собиралось солидаризироваться с проигравшим в этой войне. Третий предполагал, что Запад проиграет, но война будет для немцев долгой и изнурительной, и вступать в неё стоит только под занавес. Лезть в чужую драку Сталин совершенно не жаждал.
Чего же ждали в Москве эти две с половиной недели? Советское руководство ждало начала реальной войны на западе Германии. За время этой паузы в Кремле получили минимум три нетерпеливых ноты из Берлина с предложением выступать. Только после того, как 14 сентября в Москве прочли «последнее немецкое» предупреждение о том, что в случае дальнейшего промедления СССР на востоке Польши «создастся политический вакуум», в котором «могут появиться» некие квазигосударства, РККА получила приказ о наступлении.
Советское руководство откладывало свои действия как минимум до начала вынужденной переброски немецких сил к месту удара гарантов Польши. Но этого удара так и не произошло, союзники дали Гитлеру возможность беспрепятственно закончить кампанию, соответственно, Сталин в последний момент взял, что давали.
Альтернатива чётко обозначена немцами: если СССР отказывается от границ сферы влияния, обозначенных в секретном протоколе, Германия образовывает пронемецкие правительства на принадлежавших Польше западных белорусских и украинских землях. Недвусмысленность этой угрозы и ставшее после двухнедельной проволочки очевидным нежелание англичан и французов выполнять данные полякам обещания вынудила СССР к действиям.
Фото 1: Советские войска пересекают границу с Польшей
Фото 2: Немецкие солдаты ломают шлагбаум на польской границе
Автор текста: Марк НУЖДИН
12.06.2019 12:20
707
TOP NEWS