Проект радиостанции Эхо Москвы Ярославль посвященный годовщине начала Великой Отечественной войны
Конечно, были и такие, кто не хотел биться за обидевшую их страну, но в общем числе угодивших в немецкий плен их было сравнительно немного. Такие люди старались дождаться оккупации на гражданке, как например, явившийся в ялтинскую комендатуру немцев в форме полковника ВВС РККА Виктор Мальцев. Плен для основной массы бойцов и командиров Красной Армии был связан с важнейшим для понимания сути Второй мировой войны понятием «окружение».
Уже в Первую мировую войну ключевое значение для армии стали играть пути подвоза - коммуникации. Хорошо было наполеоновскому войску - сено и пищу можно было отобрать у любого крестьянина, в обозе приходилось везти только порох и боеприпасы для немногочисленной артиллерии. В ХХ веке с появлением скорострельной артиллерии, пулемётов и танков войска стали потреблять снаряды, патроны и горючее с огромной скоростью. Пережмёте дороги, по которым всё это попадает на фронт - и солдат можно брать голыми руками.
Танковый батальон - огромная ударная сила, способная принести невосполнимый урон. Противотанковая батарея сожжёт танковый батальон и потреплет роту. Гаубичный полк остановит атаку и прорубит коридор в обороне врага. Но если бригада мотоциклистов займёт у них в тылах несколько перекрёстков и блокирует пути подвоза, то танки сожгут топливо за сутки, а орудия расстреляют свой боекомплект в пару часов. Затем грозные подразделения превратятся в маленькие группы бойцов с лёгким стрелковым оружием и многими тоннами дорогостоящего, но совершенно бесполезного металла.
Немцы переиграли Красную армию в подвижности, управляемости и координации действий. Они редко атаковали в лоб, в основном нащупывая слабые места в неповоротливых советских порядках, и обходными путями устремлялись в тыл, сбивая слабое охранение позади основных войск.
Конечно, из окружений можно и нужно было прорываться. Но беда 1941-го в том, что на быстрые немецкие удары накладывалось изжитое впоследствии отвратительное управление войсками.
Маленький пример: вы, возможно, помните гордость советских танковых войск перед войной - многобашенный красавец Т-35. Погуглите их фото, и после десятка парадных картинок сразу увидите множество брошенных машин с позирующими около них немцами.
Причина проста - в первые дни войны 34-я танковая дивизия, в которую входили 48 этих машин, по приказам трех различных инстанций проделала несколько маршей общей протяженностью более 500 километров. С противником Т-35 не встретились, но их моторесурс стремительно таял, танки ломались, и их приходилось бросать. Интересно, что в результате этих форсированных маршей остатки дивизии по большому треугольнику вернулись практически к началу своего путешествия, потеряв от поломок до половины матчасти. Сломанные танки чинить было некому и некогда, их просто сталкивали с дороги, а опытные танкисты превращались в зелёную пехоту, вооружённую даже не винтовками и гранатами, а карабинами и пистолетами.
Их участь как правило была незавидна. И от желания воевать тут мало что зависит.
Фото 1: Колонна пленных красноармейцев на оккупированной территории осенью 1941 года
Фото 2: Брошенный советский танк Т-35 лето 1941 года
Автор текста: Марк НУЖДИН
20.06.2019 10:57
2452
TOP NEWS