Пример
92-106-5, 95-106-5
телефоны прямого эфира
Пример
Сейчас в эфире

Эхо Москвы - Ярославль

- радиостанция / сетевое издание

10 вопросов о ВОЙНЕ / 8 / Правда ли, что СССР превосходил Германию по количеству и качеству военной техники?

 

Проект радиостанции Эхо Москвы Ярославль посвященный годовщине начала Великой Отечественной войны 

Вопрос №8: Правда ли, что СССР превосходил Германию по количеству и качеству военной техники? И почему тогда мы не смогли отразить их удар?

На первую часть вопроса можно ответить лаконично: да. Со второй частью чуть сложнее.

К 22 июня по обе стороны от западной границы СССР стояли 4,3 миллиона военнослужащих «Оси» и 3,3 миллиона советских воинов; 4171 немецких, венгерских, румынских, итальянских и прочих танков и штурмовых орудий против 15 687 советских; 4846 вражеских самолётов против 10 743 самолётов с красными звёздами. Существует множество сопоставлений их качественных характеристик, и все они говорят о том, что если отбросить явно устаревшие и неисправные образцы, то баланс всё равно остаётся в пользу Советского Союза. Словом, если бы техника воевала сама по себе, то победа в приграничных сражениях осталась бы за СССР.

Но техника сама по себе не воюет. Для того, чтобы победить, ею надо уметь пользоваться.

Кратко объяснить причины разгрома РККА летом 1941 года невозможно. Поэтому я дам вам два важных для понимания случившегося образа.

Первый относится к именно технической стороне сравнения советского и немецкого оружия. Во всём ассортименте вооружения и военной техники у Германии был только один пункт, по которому качественное превосходство было за немцами. Это истребительная авиация.

Истребители числом не воюют - здесь играет роль личное мастерство и качество техники. Как, например, в беге - посредственные атлеты даже впятером не догонят единственного чемпиона. Имея превосходство в скорости и скороподъемности воздушный боец сам выбирает себе цель: захочет - атакует, захочет - уйдёт. Имея более скоростной и достаточно маневренный самолёт его пилот может игнорировать истребительный эскорт и сбивать лишь ценные бомбардировщики, не позволить чужим истребителям сбить свои ударные машины, защитить глаза армии - разведывательные самолёты, безнаказанно блокировать аэродромы, не давая врагу подняться в небо, словом - малыми силами захватить и удерживать господство в воздухе.

С немецким Мессершмиттом Bf-109E, знакомым нашим лётчикам ещё по Испании, на равных могли воевать только новейшие советские машины МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3. Здесь баланс более-менее приемлемый - вблизи границы имелось 423 боеспособных Bf-109E и 304 советских истребителя новых типов. Беда в том, что к моменту нападения на СССР немцы успели насытить войска более совершенной моделью Мессершмитта - Bf-109F, с которым было трудно тягаться даже новейшим советским истребителям. У границы в их распоряжении было 593 боеспособных машины этого типа. Гибель советской авиации на аэродромах - миф, самые существенные потери ВВС понесли в воздушных боях, утратив превосходство в воздухе практически до Сталинграда.

Воевать без превосходства в воздухе очень трудно, практически невозможно. Противник с неба будет видеть и сопровождать ударами каждый твой шаг, каждую колонну, каждую батарею, каждый эшелон с резервами, а ты будешь узнавать о его действиях задним числом из путаных показаний полуграмотного «языка». Он будет корректировать огонь артиллерии, укладывая снаряды в твой блиндаж, склад и госпиталь, а ты будешь беспомощно шарить по передовой биноклем - где легли твои разрывы? Достойно самого глубокого уважения, что наши войска сумели научиться воевать и в такой обстановке, так что во второй половине Великой Отечественной немцы с раздражением докладывали, что русские успешно наступают и вовсе безо всякой авиационной поддержки. Но летом 41-го до потрясающей эффективности конца войны нужно было дорасти.

 

И второй важный для понимания случившегося момент: немцы очень нагло сосредотачивали силы. Здесь сказался авантюрный подход Гитлера: всё стягивалось на главное направление, неприлично оголяя второстепенные участки. Это работало в Чехословакии, это работало в Польше, это работало во Франции. Будь советские войска чуточку мобильнее, будь их манёвры для врага чуть более скрыты (кто бы скинул с неба проклятую «раму»?), плюс чуть больше опыта и чуть качественнее связь - немцам сразу пришлось бы туго. Но немецкий топор очень легко вошёл в советскую кадку с тестом, будто бы даже без сопротивления пройдя сквозь его массу и с размаху ударив в самое дно. Это была поразительная лёгкость; казалось, что ещё два-три таких удара, и кадка развалится, но...

Эту аналогию я увидел у Николая Лескова. «Ну, железные они, так и железные, а мы тесто простое, мягкое, сырое, непропеченное тесто,— ну, а вы бы вспомнили, что и тесто в массе топором не разрубишь, а, пожалуй, еще и топор там потеряешь» - писал он в повести «Железная воля».

Вот и потеряли.

Фото 1: Подбитые советские танки ХТ-130 и Т-34

Фото 2: Немецкий солдат сидит на сбитом советском бомбардировщике СБ-2М

Автор текста: Марк НУЖДИН

 

<<< Вопрос №7: Правда ли, что Красная Армия выстояла только благодаря морозам и разбитым дорогам?

Вопрос №9: Почему солдаты Красной Армии так массово сдавались в плен в начале войны? Они не хотели воевать?>>> 

19.06.2019 10:49 410 0

ЭХО МОСКВЫ В TELEGRAM

Комментарии

ВАША РЕКЛАМА



23 сент. 2019

16:58 Ради добрых дел в Ярославле перекроют улицу в центре

Во второй четверг октября будет перекрыта одна из улиц в центре Ярославля

10 0

16:21 В Ярославле прямо на улице скончалась 69-летняя женщина

На улице Угличской недалеко от ее пересечения с улицей Чехова прохожие обнаружили труп

49 0

15:51 В отношении водителя устроившего смертельное ДТП в Ярославской области возбуждено дело

В результате ДТП погибли два человека находившихся в салоне «Чери»

9 0

12:55 Из-за футбольного матча в центре Ярославля ограничат движение

В мэрии просят водителей быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения

240 0

12:39 Ярославль сильно отстаёт от регионов ЦФО по росту зарплат

Рейтинг по динамике оплаты труда составлен агентством РИА Рейтинг по данным Росстата

74 0

11:44 Ярославна чуть не лишилась дорогого айфона из-за долгов

Барышня не хотела оплачивать штраф 8 000 рублей

9 0

11:29 Снег на дороге стал причиной ДТП в Рыбинске, в котором пострадали три человека

Удар был такой силы, что «Мицубиси» выбросило с дороги в кювет, а у «Киа» полностью смяло моторный отсек

71 0
НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Северная железная дорога
- филиал ОАО «РЖД»

Северная железная дорога поддерживает VII Всероссийскую акцию #СТОПВИЧСПИД
В рамках акции СЖД запланировала различные мероприятия
14.05.2019

Северная железная дорога
- филиал ОАО «РЖД»

На Ярославской детской железной дороге открылось ретро-движение
Впервые паровоз станет перевозить пассажиров наряду с другими локомотивами, работающими на ЯДЖД
07.05.2019

ТНС энерго Ярославль
- ярославская сбытовая компания ПАО

Долг управляющих компаний Рыбинска за электроэнергию превысил 160 миллионов рублей
Злостные УК-должники не только не отдают долги, но и не оплачивают текущие счета в полном объеме, накапливая все больший долг перед ПАО «ТНС энерго Ярославль»
18.04.2019

АВТОДИЗЕЛЬ
- ПАО

На «Автодизеле» проходят стажировку студенты ярославских ВУЗов
По результатам стажировок лучшие участники проекта трудоустраиваются на предприятии
26.02.2019