Подписывайтесь:

Новости

Заметки на полях проекта «Решаем вместе»

Скоро в Ярославской области начнется третий год реализации проекта «Решаем вместе» по формированию комфортной городской среды. Уже есть сотни готовых разнообразных объектов. Однако у проекта есть очевидные и очень серьезные проблемы. Они становятся все серьезнее с каждым годом, потому что проект развивается, а проблемы не решаются.

Опубликовано:

от

Скоро в Ярославской области начнется третий год реализации проекта «Решаем вместе» по формированию комфортной городской среды. Уже есть сотни готовых разнообразных объектов. Это не только дворы, скверы, парки и площадки. На самом деле наш областной проект «Решаем вместе» гораздо шире — в его рамках проходят ремонты в образовательных и спортивных учреждениях, учреждениях культуры… В СМИ можно найти множество позитивных репортажей о том, как реализация проекта помогла жителям — стала лучше дорога, построена детская площадка, обустроен парк, вставлены в школе окна. В Ярославле работает проектный офис, у проекта есть сайт, наполненный информацией об объектах программы…

Однако у проекта «Решаем вместе» есть очевидные и очень серьезные проблемы. Они становятся все серьезнее с каждым годом, потому что проект развивается, а проблемы не решаются. Так получилось, что мне довелось принимать участие в обсуждении проблемных объектов по программе «Решаем вместе» и в 2017, и в 2018 году. Я много думала, по каким причинам порой не получается реализовать задуманное. Поэтому именно сейчас, в конце второго сезона работы губернаторского проекта мне хотелось бы поговорить о том, какие у проекта есть трудности и что можно было бы сделать, чтобы они не возникали в будущем.

1. Как устроен проект? Очень непросто и непрозрачно для простого жителя — и это первая большая проблема. У проекта по формированию комфортной городской среды есть несколько источников финансирования — федеральный бюджет, областной бюджет, местный бюджет, а также финансирование по принципам инициативного бюджетирования. Зачастую сюда добавляется финансирование от депутатов Ярославской областной Думы — так называемые депутатские средства. Также иногда говорят, что проект «Решаем вместе» реализуется совместно с партией «Единая Россиия». Логотип партии то появляется на сайте проекта, то исчезает с него. В объект вливаются деньги по многим статьям и программам, так что потом непонятно, кто и за что отвечал. В случае удачи оказывается, что все великолепие — заслуга проекта «Решаем вместе» и лично губернатора Дмитрия Миронова, в случае неудачи, просрочки или некачественного исполнения работ выходит, что виноваты местные власти или жители, которые должны были поучаствовать, но не поучаствовали или поучаствовали плохо. Люди не понимают, кто и за что отвечает, откуда приходят деньги. Конечно, вопросы возникают, если с благоустройством что-то не так. И в каждом конкретном случае разобраться, что и откуда взялось — очень нелегко, для этого надо прикладывать специальные усилия. Естественно, предполагается, что все делается по программе «Решаем вместе» и жители начинают винить организаторов работ, проектный офис, губернатора. Потом оказывается, что часть работ должны были сделать местные предприниматели и как будто не в рамках проекта «Решаем вместе», поэтому проектный офис и губернатор якобы ни при чем. Но люди уже запутались и ничего не понимают. Путаются и сами власти, заказчики работ, представители проектного офиса. На сайте «Решаем вместе» не всегда бывает актуальная информация.

Еще одна сложность — проект «Решаем вместе» делится на подразделы: дворовые территории, общественные территории, ремонт в образовательных учреждениях и учреждениях культуры. В каждом подпроекте немного разные условия игры, и это нигде опять же явно не прописано. Я была свидетелем, как мучались с оформлением документов в переславской школе, которая очень хотела войти в проект, как десять раз переделывали бумаги, проводили множество собраний. Сколько нервов и переживаний… Зачем?

2. Из первой проблемы сразу вытекает вторая — проект устроен очень сложно, но еще хуже, что жителей о нем плохо информируют. С одной стороны, есть проектный офис с руководителем и сотрудниками, сайт с картой проектов, но с другой стороны оказывается, что полномочия офиса непонятны (по крайней мере сведений об этом нет в открытом доступе), информация на сайте неполная и зачастую не соответствует действительности. Цепочка от жителей до исполнителей не выстраивается. Возмущенные жители в случае проблем с реализацией проекта звонят в проектный офис, где им отвечают, что всю ответственность несет заказчик в муниципалитете, а в офисе только принимают бумаги по завершении работ и передают их на оплату. Подрядчик с заказчиком зачастую меняют проект до неузнаваемости, не спеша обговорить эти изменения с жителями. В общем случае, если вокруг объекта нет общественного резонанса, из офиса никто не едет проверять, соответствуют ли бумаги положению дел на местности. Кто же не дорабатывает? Ведь по факту выходит, что у семи нянек дитя без глаза. С проблемой недостаточного информирования жителей о проекте доходит до смешного. В смете благоустройства объекта не предусмотрены средства на создание информационного щита, у заказчика работ тоже нет денег, в итоге объект оказывается без информационного сопровождения, хотя любая строительная площадка должна быть оборудована стендом, где указаны сроки проведения работ, сведения о заказчике и подрядчике. Зато откуда-то берутся средства на изготовление сувенирной продукции с логотипом «Решаем вместе» — календарики, футболки, штендеры, варежки, курточки… Откуда на это деньги? Из того же самого финансирования? Тогда почему бы не предусмотреть средства на качественное информирование? Это же гораздо важнее варежек с логотипом.

Самодельный стенд на улице Пушкина в Переславле. Нечитаемая схема и отсутствие информации о подрядчике

 

Поломанная табличка проекта «Решаем вместе»на улице Красноэховская в Переславле

 

3. Проблемы в схеме реализации. В идеале должно быть так. Жители хотят благоустроить двор, собираются, голосуют, решают, что и где будет. Если проект принимается к реализации, то он дорабатывается специалистами с учетом мнения жителей, проходит экспертизу, разыгрывается конкурс и проводятся работы. После этого комиссия, куда входят некоторые жители, образующие инициативную группу, принимает работы, и документы уходят на оплату. А как бывает в реальности? Жители выбирают, что и где они хотят благоустроить, комиссия из администрации с ними соглашается, потому что надо быстрее подать комплект документов на отбор объектов. На первом этапе не учитываются подземные коммуникации, наличие-отсутствие ливневой канализации, степень аварийности деревьев и прочие вещи «для профессионалов». Проект утверждается, и жителям кажется, что будет так, как они решили на первом собрании. Это же «Решаем вместе»! Но очень часто происходит фактически создание нового проекта, а от первоначальных планов мало что остается, потому что проектировщики начинают учитывать все те особенности, о которых не думали на первоначальном этапе. В итоге появляется совсем не то, за что голосовали жители. Начинаются ссоры и споры.

Основание хоккейной коробки, установленной в лужу на улице Красноэховская в Переславле

 

Жители двора на улице Пушкина в Переславле не понимают, что происходит

Отдельно стоит отметить большое разнообразие объектов. Иногда это реконструкция целого парка, а бывает — просто ремонт туалета в Доме культуры. Такой разброс не способствует эффективной работе проектного офиса, и опять же — путает участников проекта.

 

4. Четвертая проблема — время. На все работы проектом «Решаем вместе» предусматривается меньше года. И этого времени катастрофически мало для многих объектов! Меньше, чем за год, надо выбрать объекты (то есть провести множество процедур на муниципальном уровне и в проектном офисе), подготовить качественные проекты, пройти экспертизу, провести конкурсные процедуры и выполнить сами работы. Если оказывается, что объект находится на территории объекта культурного наследия, а это бывает довольно часто, то дело еще осложняется, потому что нужно провести археологические изыскания. Работы смещаются на осень, потому что все теплое и сухое время года идет экспертиза и конкурсные процедуры.

Скрин с сайта проекта «Решаем вместе» об объекте «Летний сад» в Переславле. Летний сад находится в границах объектов культурного наследия, работы по благоустройству в 2017 году были задержаны на время проведения археологических изысканий.

 

5. Очень спорное решение областных властей — использование проекта «Решаем вместе» для обслуживания политических нужд, хотя ответственные лица никогда в этом не сознаются. В 2017 году проект «Решаем вместе» использовали для агитации за кандидатуру Дмитрия Миронова, а в 2018 — для повышения явки на выборах Президента РФ. Якобы просто так совпало, что в день выборов Президента было и голосование по объектам «Решаем вместе». При этом жителям выдавались карточки со штрихкодом для того, чтобы было понятно, кто проголосовал, и рекомендовалось сначала проголосовать на выборах Президента, а потом за «Решаем вместе» и сдать там свою именную карточку. Из-за вмешательства политики в продвижении проекта «Решаем вместе» возникает ложный пафос, как, например, торжественное открытие заасфальтированной парковки с детскими хороводами (дети играют там, где будут парковаться машины — зачем?), шариками, перерезанием ленточек и торжественными речами.

Сейчас, осенью 2018 года, мы видим, что объекты, которые выбирались для реализации 18 марта, в день выборов, за которые было организовано народное голосование, ничем не отличаются от остальных объектов — так же меняются в ходе реализации проекты, медленно и не слишком качественно ведутся работы.

6. Конкуренция, созданная на ровном месте. Идея проекта «Решаем вместе» прекрасна для чиновников. Бюджетных денег мало, на всё не хватает. Чтобы не оправдываться перед гражданами, придумана схема, когда деньги получает тот, кто лучше проголосовал. А другим можно сказать — значит, вам самим не надо, раз вы не подаете документы в проект или плохо голосуете. Будьте активнее, приходите в следующий раз, когда лучше подготовитесь. И все заняты делом, готовят бумаги и надеются на благоприятный исход.

7. И здесь же еще одна трудность. В результате реализации проекта «Решаем вместе» в городах и селах получается такое выборочное благоустройство. Сделали один двор, а рядом в пяти дворах разруха. Привели в порядок парк, а вокруг помойка и разбитые дороги. В итоге получается, что в одном месте в случае удачной реализации — красота, которая резко диссонирует с остальным окружающим пространством и разрушает единую городскую ткань. Уж если нет денег, чтобы благоустроить все дворы, то получить один двор с иголочки и остальные оставить в грязи — это разве выход? Тут важен именно системный подход исходя из возможностей города. Конечно, в силу того, что в бюджете денег на благоустройство не хватает, область должна поддерживать муниципальные образования как раз теми средствами, что выделяются на программу «Решаем вместе». А у города должна быть разработана последовательная программа обустройства комфортной городской среды, которая с помощью выделяемых средств будет постепенно выполняться.

8. Отношение чиновников к людям. Проект «Решаем вместе», как лакмусовая бумажка, выявляет истинное отношение чиновников к жителям городов и сел Ярославской области. Да, губернатор Дмитрий Миронов утверждает, что проект создан для совместной работы с жителями. Но очень часто получается, что жителей используют для галочки, потому что это одно из условий вхождения в проект и выделения финансирования. А когда доходит дело до работ, от людей стараются избавиться, отмахиваются от звонков, вопросов и просьб. И это самое печальное. Чиновники, ответственные за реализацию проекта, думают чаще не о людях, а о себе и об отчетности. Поэтому возникающие проблемы заметаются под ковер, а те СМИ или жители, которые пытаются сказать правду, объявляются лгунами или виноватыми в возникших проблемах. Потому что все должно быть красиво, а если некрасиво — то виноваты сами жители, но никак не администрация. Самыми незащищенными в этой ситуации оказываются люди — так называемые благополучатели, те, ради кого и сделан проект «Решаем вместе».

Хочется напомнить, что основная цель проекта — создать комфортные условия для проживания людей. Однако на самом деле зачастую проект сводится просто к затыканию дыр, и все это понимают. На средства проекта ремонтируют туалет и кровлю в доме культуры, вставляют окна в детских садах и школах, асфальтируют дороги у многоквартирных домов. Не смешно ли собирать собрание и голосовать за ремонт туалета? Смешно, если бы не было так грустно… И за все это еще и заставляют бороться, собирать кучу бумаг, ходить по квартирам и собирать подписи, организовывать собрания с фото- и видеофиксацией процесса голосования. В проектном офисе еще и могут завернуть документы — не так оформлено. Не погрузились ли мы в новую пучину бюрократии? Скоро мы дойдем до того, что будем голосованием решать, какую больницу оставить. За какую больше проголосуют, ту и не оптимизируют. А что — до голосования за то, какую дорогу областного подчинения отремонтировать, уже дошли.

Все это производит впечатление изощренного издевательства над людьми. Вместо спокойного и планомерного обеспечения базовых потребностей жителей (а тротуары у дома и места для парковок, детские площадки, окна в детских садах и туалет в доме культуры — это именно базовые потребности) устраивается настоящий балаган. При этом на средства, которые можно было бы пустить на те самые парковки, окна и туалеты. Ведь на какие-то средства же существует проектный офис в Ярославле, закупается сувенирная продукция, тратится бумага и выплачивается зарплата сотрудникам?

9. Безнаказанность чиновников, ответственных за неудачную реализацию проекта.

13 ноября 2018 года, подводя итоги реализации проекта «Решаем вместе» губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов сказал, что главы муниципальных образований должны ответить за неудачные проекты.

– Считаю такую ситуацию недопустимой и хочу напомнить руководителям о личной ответственности за реализацию проекта. Речь идет не просто о неэффективной организации работ. Жители, которые с энтузиазмом отнеслись к проекту, начинают меньше доверять власти.

Однако эти слова до сих пор остались словами. В 2017 году ни один руководитель не понес никакой ответственности за проваленные проекты. Например, в Переславле есть двор, где устанавливали хоккейную коробку по проекту «Решаем вместе». Он утонул в грязи, потому что коробку пришлось строить не там, где планировалось в начале, после строительства рабочие не навели во дворе порядок, также не было продумано водоотведение. Двор, несмотря на обещания властей, оказался брошенным, а жители — обиженными. Однако глава Переславля Владимир Волков не только не понес никакой ответственности, а, наоборот, пошел на повышение.

Понесут ли главы городов хоть какую-нибудь ответственность за неудачную реализацию проекта в этом году?

 

***

Подводя итог, хочется сказать, что главная беда проекта «Решаем вместе» — многофункциональность, плохая связь с жителями и то, что он рассчитан на один год.

Что же можно предложить для решения проблем проекта «Решаем вместе»?

1. Обсуждать с жителями. В каждом городе есть люди, которым небезразличны итоги проекта «Решаем вместе». Надо собраться вместе в Ярославле и обсудить пути решения проблем. А то у нас получается вместе только для галочки, в комиссию входят только чиновники. По итогам обсуждения с неравнодушными жителями можно будет внести в проект изменения.

2. Во главе угла должно стоять бережное, продуманное отношение к городским территориям. Городу нужно гармоничное, поэтапное развитие, а не «здесь — все, а там — ничего». Работа на основе уже имеющегося плана развития каждого города, а не рывками — кто где лучше проголосовал. Необходимо найти новые способы учета мнения жителей и взаимодействия с ними.

3. Введение запрета на вхождение в проект «Решаем вместе» территорий в границах ОКН. Эти территории — особые, в формат проекта не вписываются, с ними работа должна вестись отдельно.

4. Возможность переноса объекта на следующий год с получением дополнительного финансирования. Или в целом нужно сделать проект двухгодичным. Первый год — проектирование и отбор проектов с учетом городских программ благоустройства, второй год — реализация, как это делается, например, на конкурсе Минстроя по благоустройству малых исторических городов.

5. Предусмотреть в проекте средства на информирование жителей — создание стендов, публикацию проектной документации в интернете. Это позволит избежать конфликтов с жителями при внесении изменений в проект и при выполнении работ.

6. Исключить из проекта «Решаем вместе» политику, не использовать его для обслуживания выборов и агитации за кандидатуры тех или иных политических деятелей и партий.

7. Выделить из проекта «Решаем вместе» образовательные учреждения и учреждения культуры — создать отдельную программу или изменить правила для такого рода объектов.

 

Читать далее ...
Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости

Движение плиты в доме на Ленинградском проспекте в Ярославле остановлено

Несколько недель назад было обнаружено движение одной из несущих панелей жилого дома №66к5 на Ленинградском проспекте. Жители подъезда, примыкающего к аварийной стене, освободили квартиры, всем было предложено временное размещение. Тогда же начались первостепенные противоаварийные работы.

Вчера специалисты подрядной организации завершили установку шестиметровых свай — работы велись на протяжении недели. Опоры позволят зафиксировать плиту, остановить ее движение.

— По этому дому действует режим повышенной готовности. Было принято решение проводить противоаварийные работы за счет средств резервного фонда. Говорить о завершении противоаварийных работ мы будем после проведения комиссионной приемки. В комиссии примут участие, в том числе, строители: необходимо убедиться, что работы выполнены в соответствии с проектным решением, — сказал начальник управления по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и территориальной безопасности мэрии Ярославля Александр Белозеров.

Решение о возвращении жителей дома будет принято на городской комиссии — мероприятия по обеспечению безопасности будут выполнять до снятия режима повышенной готовности.

— Это не первый подобный объект на нашей практике, такие работы выполняли и в других регионах — это для нас не ново. Конструкция останавливает уход плиты на необходимое время, позволяющее обследовать причины выхода плиты. По нашему опыту такие дома подлежат восстановлению, — сказал генеральной директор подрядной организации Рушан Шарафетдинов.

Планирование восстановительных ремонтных работ будет продолжено на городской комиссии по чрезвычайным ситуациям после дополнительных обследований дома.

Читать далее ...

Новости

Рыбинск намерен вернуть ДК Авиатор

Сегодня об этом заявил Дмитрий Рудаков на комиссии в Муниципальном Совете. Здание выкупят у частного собственника по цене ниже кадастровой, в сделку войдут коллекции ДК — фонотеки, костюмы, картины, инструменты. Собственник готов предоставить рассрочку по платежам.

Дворец культуры моторостроительного завода был построен в 1932-1937 годах. Использовали дорогое оформление и материалы — мрамор, ценные породы дерева, лепнина, художественная роспись потолка.Большой зал был рассчитан на полторы тысячи зрителей. В здании кинозал, лекционный зал и множество помещений для занятий кружков и творческих коллективов. В подвале был устроен тир для спортивной стрельбы.

Открытие Дворца состоялось 10 ноября 1937 года. С этого времени «Авиатор» стал местом проведения крупнейших общественно-политических акций Рыбинска, больших совещаний и праздничных торжеств. В театральном зале выступали с гастролями многие театры СССР, в том числе, МХАТ и Малый театр.

До 90-х годов здесь работали полтора десятка творческих коллективов, объединявших более пятисот участников. Около трех тысяч детей занимались в кружках и секциях. После приватизации Дворца число творческих коллективов начало сокращаться. Арендная плата не позволяла многим заниматься именно в этом здании.

Вернуть ДК «Авиатор» в собственность Рыбинска мечтали много горожане. Здесь лучший по акустике зал, лучшая для выступления танцоров сцена. Богатые интерьеры ДК до сих пор поражают роскошью.

— Три месяца вели сложные переговоры. Достигнута предварительная договоренность о продаже «Авиатора» городу по цене ниже кадастровой, — говорит глава Рыбинска Дмитрий Рудаков. — ДК «Авиатор» всегда был очагом городской культуры, средоточием творческих коллективов. Жители часто заявляют, что сожалеют о приватизации дворца. Разделяю это мнение. ДК «Авиатор» должен принадлежать Рыбинску, нашей культуре, нашим детям.

Читать далее ...

Новости

Готовность властей Ярославля к зимнему содержанию дорог составляет 60%

В ходе открытого совещания мэра рассматривался вопрос готовности к содержанию улично-дорожной сети в зимний период 2024-2025 годов.

О ходе подготовки рассказал директор департамента городского хозяйства Ярослав Овчаров, отметив, что зимнее содержание автомобильных дорог и внутриквартальных проездов осуществляет МБУ «Горзеленхозстрой» г. Ярославля, а содержание дорог частного сектора организуется территориальными администрациями Ярославля.

Объёмы работ по содержанию улично-дорожной сети, осуществляемой МБУ «Горзеленхозстрой», составляют более 12 млн. м2, в т.ч.: площадь автомобильных дорог – 4 986 705 м2; площадь внутриквартальных проездов – 2 2 249 067м2; площадь тротуаров – 890 833 м2; мосты — 14 339,8 м2; площадь посадочных площадок остановок – 62 087 м2. Объёмы работ территориальных администраций составляют более 2 млн.м2.

В рамках текущей подготовки организацией осуществляется заготовка противогололёдного материала: пескосоляная смесь – 52 000 тн., бионорд двухфазный – 3 314 тн., бионорд тротуарный и экосол – 1 269 тн., рассол природный – 27 000 м3. Также производится подготовка площадки для складирования снега и панируется закупка снегоплавильной установки.

Всего в рамках снегоуборочных мероприятий в зимний период 2024-2025 гг. будет задействовано 120 ед. спец.техники и 28 ед. навесного оборудования, 16 из которых были закуплены в прошлом году.

– На текущий момент готовность учреждения МБУ «Горзеленхозстрой» к зимнему содержанию дорог составляет 60%, – подытожил Ярослав Овчаров.

 

Читать далее ...