Халюзов Руслан

- актер театр им. Волкова

«Волков Band»: профессионалы в театре - любители в музыке

В этом году исполняется пять лет с тех пор, как в Театре им. Волкова появилась своя музыкальная группа «Волков Band». Девять актеров-волковцев решили, что хватит наступать на горло рвущейся наружу песне, и собрали первый квартирник. Не у каждой любительской группы бывает такой старт: от домашнего музицирования они стремительно перешли к выступлениям на фестивалях театра и участию в спектаклях. Сейчас на счету поющей актерской команды около 40 каверов и первые самостоятельные сольные концерты.

О том, как совместить профессиональную работу в театре и любительскую – в музыке, рассказывают Руслан Халюзов, Владимир Майзингер и Кирилл Искратов.

 

У вас в коллективе нет ярко выраженного лидера, но что-то мне подсказывает, что особая роль здесь у Руслана.

Руслан Халюзов:

Когда мы только начинали, кто-то пошутил, что я буду продюсером - а потом так и оказалось: на меня в большей степени ложатся организационные заботы. Избавляю ребят от лишних проблем, чтобы они занимались чисто музыкой.

 

Про «Волков Band» практически ничего не найти в интернете. Поэтому придется начать с начала и рассказать, когда и как пришла идея сколотить группу.

Руслан Халюзов:

Идея существовала со студенческой поры, ее автор и главный носитель в течение долгих лет - Кирилл Искратов. С него и спрос.

Кирилл Искратов:

Мы несколько раз ходили к руководству – к одному директору театра, к следующему директору… Просили, чтобы нам купили инструменты. Но все действительно сложилось, когда в труппе появились Владимир Майзингер и Максим Подзин, барабанщик и гитарист.

Руслан Халюзов:

Я бы сказал, переломным стал момент, когда к нам в Центральную Россию подтянулась Сибирь – Майзингер и Подзин оба сибиряки. Макс вместе с Кириллом стал главным зачинщиком этого безобразия, а там уже и мы все загорелись, я, Семен Иванов…

Кирилл Искратов:

Всё срослось внезапно. Мы вновь пришли с идеей в дирекцию театра, прошел день, два – и вдруг нам уже купили аппаратуру. Репетируй - не хочу.

Владимир Майзингер:

Лично для меня группа началась в один летний день. Мы шли с Кириллом, разговаривали о чем-то. Он рассказал про Макса и бас-гитару, а я - что в юности на барабанах играл. Стало понятно: пасьянс сошелся. Барабаны, правда, мне не сразу купили – пришлось сначала арендовать у театрального института…

Руслан Халюзов:

Начиналось всё стихийно и вроде без дальнего прицела, но тут режиссеры один за другим предлагают использовать живую музыку в спектаклях. И насколько интереснее, когда эту музыку исполняют не филармонические музыканты, а сам драматический артист вдруг берет гитару… Это производит совершенно особый эффект – если вы видели, например, «Север» в постановке Семена Серзина или «Жестокие игры» Александра Созонова. В «Жестоких играх» Максим Подзин стал соавтором спектакля, сочинив музыкальную тему. С нашим актером и режиссером Сергеем Карповым мы придумали спектакль «Любить тебя», где сочетаются стихи русских поэтов, видеоарт и живая музыка…

Владимир Майзингер:

«Волков Band» теперь звучит во многих спектаклях, в «Ромео и Джульетте», в новогодних интермедиях и сказках. В «Буратино» к нам присоединились баянист и саксофонист, и мы сыграли группу поющих сверчков. Конечно, сложно этим заниматься, когда большая занятость и играешь по 25 спектаклей в месяц. Ну и есть определенная степень несвободы. Хочется заниматься в удовольствие, но иногда, бывает, просто говорят: надо. Иногда наоборот: мы предлагаем «А может…?», а нам в ответ «Не надо».

 

 

То есть для вас музыка - это своеобразная шабашка, а не полноценная вторая работа?

Все:

Это хобби. Не шабашка, а удовольствие.

Владимир Майзингер:

Изначально мы совсем не думали о заработке. Мы просто получаем кайф от того, что можем поиграть, что нас могут послушать. Но если зовут, если хотят услышать именно нас, то пожалуйста, можем и за деньги.

Кирилл Искратов:

Это такая адреналиновая зависимость. На драматической сцене мы уже все артисты опытные, состоявшиеся, спокойные. А тут новый кураж: выходишь на сцену - и тебя прямо трясет.

Владимир Майзингер:

Несмотря на то, что музыкальных школ мы не заканчивали, а уж тем более музыкальных училищ, хочется играть «на уровне». Чтобы вышло не хуже, чем в театре, где ты профессионал и делаешь свою привычную работу. А тут ты окунаешься во что-то неведомое. Неведомое, но любимое! Поэтому инструмент всегда берешь с трепетом. Есть в этом, конечно, дилентантизм, потому что мы не профессиональные музыканты. Но в этом же и кураж: а давайте возьмем и выступим, как профессиональные. Причем этот кураж подогревает театральный зритель, который приходит на наши концерты и видит: «О, они еще и вот так могут!»... У театра есть настоящие фаны. И мне кажется, эти концерты придают какой-то новый вкус их интересу к театру.

Руслан Халюзов:

У «Волков Band» недавно был концерт в одном из ярославских клубов, и 80% людей в зале - это были постоянные зрители Волковского театра. Им захотелось увидеть нас в новом амплуа - рокеров и хулиганов.

Кирилл Искратов:

В театре у нас есть чисто музыкальные постановки – «Театральный блюз», например. Но это все равно спектакль, где, даже если поешь, ты остаешься драматическим артистом. А вот выступление музыкальной группы – совсем другое.

 

Мне кажется, с вашим опытом работы сменить театральную сцену на музыкальную - раз плюнуть. Или есть какие-то сложности?

Руслан Халюзов:

Это просто совершенно другой жанр. Когда я выхожу на сцену театра в премьере, я испытываю особое волнение, сложно эти чувства описать. Причем неопытному актеру это волнение может серьезно помешать. С «Волков Band» все наоборот: любой мандраж во время выступления группы играет на руку. В театре главную ответственность за спектакль - «взлетит» он или «не взлетит» - несет все же человек по ту сторону рампы, режиссер. А здесь мы сами отвечаем за инструмент, за микрофон, за песни... Опыт работы в драмтеатре дает нам определенную фору: у нас есть умение энергетически захватывать зал. Это уже профессиональный рефлекс - что бы ты ни делал, организм работает на то, чтобы подчинить публику. Взять зал так, что зритель не заметит какие-то огрехи.

 

На сцене «главная роль», как ни крути, достается вокалисту. У вас же песни распределены по участникам группы. Вы так решаете конфликт на тему «кто здесь главный»?

Руслан Халюзов:

В театре, конечно, есть термин «главный герой» (хотя наш худрук Евгений Марчелли эту границу старательно размывает, у него в спектаклях каждый герой важен и интересен). У нас в группе нет этого принципа, нет центральной фигуры. В любой момент встает, например, барабанщик и идет петь… Тем более что мы делаем каверы и хорошо понимаем, кому какая песня лучше подходит.

Владимир Майзингер:

Очень трудно сказать, кто у нас старший. Можно сказать - Максим, он более музыкально натаскан и технически оснащен. Можно сказать - Кирилл, он самый голосистый. А я, например, тоже старший. По возрасту (смеется).

Руслан Халюзов:

А я занимаюсь всем вокруг.

Владимир Майзингер:

Руслан, что называется, продюсер. Еще у нас есть Семен Иванов, девчонки: Женька, Сашка, Вика (актрисы театра им. Волкова Евгения Родина, Александра Чилин-Гири, Виктория Мирошникова - прим. авт.).

Руслан Халюзов:

В плане вокала, так уж вышло, основная нагрузка у нас ложится на Женю Родину. Вначале получилось, что мы на нее вообще весь репертуар вывалили: и эту песню, и ту.

Владимир Майзингер:

Вообще-то у нас все поющие. И это замечательно. Я, правда, делаю это редко, но если захочу, могу петь и за барабанами.

Руслан Халюзов:

Мы так все удачно подобрались, что каждый нужен, у каждого есть какое-то свое направление. По-моему, это прекрасно. А то бывает в шоу-бизнесе: приедет на полчаса фронтмен (участник группы, к которому приковано абсолютное большинство внимания публики, - прим. авт.), побзыкает чего-нибудь в микрофон и уедет.

Владимир Майзингер:

Да у нас так и не получится: если мы определим кого-то главного, мы уже не будем той командой, ансамблем. Вот, допустим, найдется какой-то человек - профессионал, примется нас учить каким-то нужным и полезным вещам...

Кирилл Искратов:

Тогда уйдет этот наш мальчишеский задор, ради которого все затевалось. Пусть уж лучше этот человек подойдет, посоветует, как лучше, и отойдет.

Руслан Халюзов:

Если уж так интересует вопрос о лидере, то «Волков Band» - это «банда Федора Волкова», ни больше, ни меньше.

 

 

Выбор песен вам Федор Григорьевич подсказывает? Как вы каверы подбираете?

Руслан Халюзов:

Сейчас мы отыграли концерт, уже есть определенный набор, но мы понимаем, что в следующем сезоне его нужно серьезно обновлять. Поэтому, допустим, едешь на гастроли – берешь в дорогу массу музыки, и иногда озаряет: вот это нам подходит.

Владимир Майзингер:

Принципа на самом деле два. Иногда нужно подстроиться к событию, к юбилею института, например, или к Новому году, тогда выбираем что-то по теме. Либо же это песни, которые каждый из нас приносит в группу. Мне однажды очень понравилась песня Сергея Галанина «Здравствуй, ночь». Долго слушал, слушал, слушал. Принес. Спел…

Руслан Халюзов:

Бывает, конечно, что мы и отказываемся от выбора песни, если видим, что не идет, не ложится, не подходит.

Владимир Майзингер:

Наше незнание дает очень интересный эффект. В театре смотришь, бывает, на молодого артиста, у которого что-то не получается. Он мучается, а ты думаешь: «Это же так просто!» А тут мы сами в роли этого молодого артиста. Музыканты-профессионалы слышат песню - и сразу понимают принцип, а мы идем методом проб и ошибок. Когда наконец начинаешь понимать, как рисунок исполняется, становится вдвойне интересно: «Оказывается, вот так можно». Мы получаем кайф от того, что идем по пути наибольшего сопротивления. Вот если бы мы встретили человека, который пишет музыку и стихи… Нам очень интересно попробовать что-то авторское.

Руслан Халюзов:

У нас уже был опыт создания авторского трека для спектакля «Любить тебя». Это была моя идея - сделать спектакль на основе любовной поэзии ХХ века, он иногда идет на камерной сцене Волковского театра. Я нашел Максиму Подзину стихи Николая Заболоцкого, и у него вышло из этого прекрасное танго, которое танцуют в финале. Это вообще закономерная мысль: брать стихи Ахматовой, Пастернака, Блока... И нам как театральным артистам это близко, казалось бы. Но все же хочется, чтобы появился автор, которому было бы интересно сочинять тексты именно для нас. И чтобы нас самих они цепляли… С музыкой проще – у нас Максим пишет. Вообще хотелось бы освободиться от всего, что нас сдерживает в творческом смысле.

Владимир Майзингер:

Конечно, кавер, как бы оригинально ты его ни исполнял, - это все равно список с оригинала. А в авторской песне ты наконец свободен и создаешь что-то свое, личное.

Кирилл Искратов:

Представляю, как было бы хорошо нам всем собраться, послушать стихотворение, по-джемовать, поиграть...

Владимир Майзингер:

Но на это нужно много времени, а мы все – востребованные актеры, плотно занятые в репертуаре. Если нам подарить месяц на подготовку музыкальной программы, театр придется закрыть.

Руслан Халюзов:

А группу-то мы создавали не для побега из театра, и не как артисты, которые запели от нечего делать.

 

 

Есть распространенное мнение, что «клепание каверов - это ширпотреб». Вас, ведущих актеров именитого театра, в измене искусству не обвиняют?

Руслан Халюзов:

Бывало, возникали трения по поводу нашего стиля или выбора песен. Но мы умудрились сохранить островок свободы. Мы и без того искусству служим: и каждый персонально, и группой в целом. Но все же, извините, «Волков Band» - это наша собственная история.

Владимир Майзингер:

Мы играем в свое удовольствие: хотим - поем «Хмуриться не надо, Лада», хотим – «Depeche Mode».

Руслан Халюзов:

У меня дома недавно на телевизоре каналы местами поменялись, и теперь я все время случайно попадаю на «Муз ТВ». Вот это, я понимаю, ширпортеб: раскаченные бородатые лысые мужики с силиконовыми бабами, которые непонятно о чем блеют. И молодежь смотрит, дети, миллионы. Не лучше ли спеть, например, песню «Перемен» группы «Кино» на аудиторию в 200 человек? Мы замахиваемся на «Ролингов», «Депешей»...

 

Что своего вы привносите в кавер известной песни?

Владимир Майзингер:

То, что мы умеем делать в силу своей актерской профессии. Но мы не придаем песням новую музыкальную форму.

Руслан Халюзов:

В силу того, что мы драматические артисты, и артисты не самого последнего ряда, с текстами - и с музыкальными и со стихами - мы работаем. Мы их соотносим с собой, переживаем сами, так как мы это видим. Мы не комикуем и не пародируем Виктора Цоя или Джима Моррисона. Мы стараемся то, о чем пели и играли эти люди, соотнести с собой, с сегодняшним днем, и исполнить от себя. Мы пытаемся свои смыслы через их песни передать.

 

 

В Ярославле каверщиков много. Есть «Мамульки» с 17-летней историей, которые делают в том числе каверы. Как аудиторию делить будете?

Руслан Халюзов:

«Мамульки» - прекрасная группа, наши друзья. Благодаря им, кстати, состоялся и наш сольный концерт, Максим Семенов (художественный руководитель группы «Мамульки Band», - прим. авт.) помог. Они очень интересно работают, например, в одну песню неожиданно включают элементы другой. У них это великолепно получается, у нас нет. Есть еще очень много кавер-групп, которые существуют для корпоративов и свадеб. Я со всем уважением отношусь к этим коллективам, но наши деньги, как говорится, в другом банке. На кусок хлеба нам есть где заработать, нам от музыки нужно другое.

Владимир Майзингер:

Мы в Ярославле уникальны, единственная актерская группа – тут у нас конкурентов нет. «Мамульки» в другой весовой категории, они известны широко за пределами Ярославля, выпускают свои альбомы... Их слушает вся страна, и, открою секрет, в российской актерской среде они очень популярны.

Кирилл Искратов:

Если говорить о конкуренции, то ждем, когда свою музыкальную банду создадут артисты МХАТа или ярославского ТЮЗа. В «Гоголь-центре», например, есть группа «Желтый асфальт». Они так же, как мы, меняются инструментами, актерски исполняют песни.

 

Кстати, а название группы вы с театром согласовывали?

Руслан Халюзов:

Мы сидели, думали, и кто-то просто взял и вслух сказал: «Волков Band». В театре никто не против. Естественно, мы очень щепетильны: наша самостийная деятельность не должна идти в разрез с репутацией театра.

 

Кстати, а когда вы выступаете на мероприятиях театра, вас нанимают, как группу, или это считается частью основной работы?

Руслан Халюзов:

50 на 50. 29 мая, например, будет День рождения Театра Волкова. У нас сразу соображения – не обойтись без «Волков Band». Глядь, а организаторы нас уже и сами запланировали… То есть и мы хотим помочь театру, и театр хочет, чтобы мы сыграли для его нужд. Нет такого, что есть большой квадрат - театр, и в нем маленький кружок - «Волков Band». Мы прежде всего артисты театра, просто в нужный момент мы берем инструменты в руки и начинаем репетировать.

 

А не планируете поехать в студию и что-нибудь записать?

Руслан Халюзов:

Возможно, к нашему пятилетнему юбилею и запишем какой-нибудь трек. Но, я считаю, если это делать, то нужно записывать авторскую песню. Нет смысла записывать Цоя… Пока что мы планируем сделать клипы из наших концертов.

Кирилл Искратов:

Опять же, мы не просто актерская кавер-группа, мы театральные профессионалы. Поэтому, наверное, лучше именно смотреть наше выступления – живьем на концерте, ну или на видео. Потому что для нас важнее всего не «что», а «как».

 

 

Я правильно понимаю, группа «Волков Band» кидает клич авторам песен?

Руслан Халюзов:

Можно и так сказать. Нам и правда хотелось бы найти интересного автора, который бы готов был писать нам песни. Только это всегда сложно...

Владимир Майзингер:

Это должно быть совпадение. То, что будет написано, должно нам нравиться и нас толкать вперед.

Кирилл Искратов:

Здесь даже не так важны темы и жанр поэзии. Важно, чтобы мы прочитали и поняли: «Это круто».

 

Уже придумали, когда и как отметите пятилетие группы?

Руслан Халюзов:

Отпразднуем обязательно! Точно скажу, что это будет золотой осенью. А вот как - это пока секрет.

Обязательно приду на этот праздник! Спасибо за беседу.

 

Беседовал Михаил КОНТУЕВ

 

18.05.2016 12:30 1738 0


Комментарии

TOP NEWS