Алексеева Лика

- режиссер

Параллельные прямые пересекаются в бесконечности

В минувшую пятницу киноклубу «Нефть» исполнилось два года. За это время у многих киноманов появилась привычка смотреть фильмы в оригинале, находить в репертуаре то, чего нет у других и гордиться тем, что можно с легкостью сделать селфи с режиссером, который приехал показать свое кино. Первого апреля фильм «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности» представила режиссер — Лика Алексеева.

История про молодого фотографа Егора и девушку Сашу, которая стала продолжением дипломной работы Лики «На карандаш» выполняет, на мой взгляд, главную функцию: не оставляет зрителя равнодушным.

 

О том, что думает сама Лика о кино, современности и жизни, мы немного поговорили.

 ***

Первое, на что все обращают внимание — название фильма. Расскажите, почему оно такое?

Назвала так автор сценария, Таня Загдай, она всегда выбирает название, я молча соглашаюсь, потому что сама ничего придумать не могу, у меня с этим проблемы. Слава Богу, мама меня оригинально назвала, потому что я бы ничего хорошего не придумала.

Таня придумала такое название и сначала нам казалось, что оно длинновато, но оно очень яркое и отражало ровно то, что нам хотелось в него заложить.

Ну, и со временем оно, возможно, превратится в аббревиатуру.

В аббревиатуру оно почему-то не переросло, на русском не слишком благовзвучно ПППБ, сейчас мы думали над хэштегом, так как сами занимаемся всеми мелочами вплоть до PR-поддержки, сократили до #параллельныепрямые. Но вообще, название, конечно, сыграло судьбоносную роль, потому что на Каннском фестивале наш диск попал к директору одного из немецких фестивалей. И он сказал, что его настолько заинтриговало название, что он просто не мог дождаться, когда доедет до дома, чтобы посмотреть фильм.

Ему очень понравился фильм, а в ноябре был сам фестиваль, на который он нас пригласил. Для того, чтобы показать наш фильм он открыл отдельную программу нового экспериментального молодого кино, потому что в основную программу фильм не попадал, он немного другой направленности. Это был наш первый международный показ. Конечно, это волшебство, когда для того, чтобы показать твой фильм специально формируют программу.

 

Конечно, это волшебство, когда для того, чтобы показать твой фильм специально формируют программу.

 

Вот к слову о фестивалях и наградах. Можно ли говорить об объективности, если вспомнить, что Эннио Морриконе получил свой первый, и наверное, последний «Оскар» только в этом году?

С одной стороны, это иногда действительно завязано на политике, а с другой, вот недавно мы были в Ханты-Мансийске на чудесном фестивале «Дух Огня» (туда можно попасть только один раз, с первым фильмом), очень рада, что нас туда взяли. И было абсолютное ощущение, что жюри принимает решение, опираясь только на свои взгляды, по своей совести. Я очень рада, что нам дали приз, потому что Егор (Егор Корешков, сыгравший главную роль - прим.авт.) заслуживает награды. Чувствовалось, что жюри пребывает в свободе. Никто не пытается, в том числе, политически на них влиять.

Также, мы были в Милане, на международном фестивале женского кино и там я даже удивилась, мы получили признание, у нас теперь дистрибуция на их очень крупной платформе. Но главный приз получил фильм про женщину больную редким заболеванием, дали за тематику. Чем крупнее фестиваль, тем больше хочется высказаться на политические темы, никто не надеется сделать открытия в киноязыке. В основную программу обычно включены конъюнктурные фильмы, социальные и развлекательные.

 

Чем крупнее фестиваль, тем больше хочется высказаться на политические темы, никто не надеется сделать открытия в киноязыке.

 

Нормально ли, что в современном кинематографе один человек отвечает за все? Ты и продюсер, и режиссер, и сценарист, и возможно даже, актер в собственном фильме.

Конечно, это не от хорошей жизни, честно говоря. Но есть такое понятие control freak, и вот чем больше оно к тебе применимо, тем больше ты хочешь контролировать все, что происходит. Некоторые режиссеры выступают как операторы, потому что они не могут никому доверить этот процесс. Актеры сейчас тоже очень часто становятся продюсерами, чтобы контролировать процесс.

При этом, именно потому что вы все делаете сами, у вас есть возможность снимать то, что вы хотите. И тем не менее, как вы считаете, государство должно помогать кинематографу, давать деньги, а если, да, то может ли оно в этом случае указывать как и что снимать?

На самом деле, не знаю, как в итоге мы будем жить через какое-то время, в частности, в России. Сейчас, конечно, пытаются контролировать те фильмы, на которые идет государственное субсидирование, пытаются контролировать, как минимум, тематику. Меня это вгоняет в холодный пот. С одной стороны, кинематограф — очень удобный рупор, можно донести много мыслей сразу до широкой аудитории, а с другой стороны, если все-таки не забывать, что это вид искусства, то искусство нужно развивать. Когда уйдут все начальники, принимающие решения, когда сменятся десятки режимов, искусство — это то, что останется. То, за что будут помнить российский кинематограф, потому что до сих пор шутят, что «Сталин — это всего лишь политический деятель времен Шостаковича».

 

Когда уйдут все начальники, принимающие решения, когда сменятся десятки режимов, искусство — это то, что останется.

 

Лика, а можно ли предположить, что в современном кино женщине -режиссеру легче, чем мужчине?

Нет. Наоборот. Когда я начала учиться в киношколе, первые пару лет — это был бурно цветущий сексизм, я очень много встречала продюсеров, которые просто сразу говорили: «Слушай, все хорошо, только мы вообще на работу баб не нанимаем». Вплоть до операторов, которые не хотели работать, но постепенно последние два-три года все больше женщин на «Кинотавре» представляют фильмы. Надеюсь, что сейчас как раз, продюсеры увидят, что женщины, которые остаются в режиссуре, имеют стержень покрепче.

Возвращаясь к фильму. Должна признаться, что мне нравилось наблюдать за главным героем. И с одной стороны, я конечно, испытываю некий ужас от понимания, что велик риск столкнуться с таким персонажем в жизни. А с другой стороны, очень интересно, насколько вас, как человека волнует то, что происходит на экране?

На сто процентов, потому что весь сценарий — это лоскутное одеяло из документальных историй, которые мы в жизни наблюдали. Там есть история Тани и есть моя, в одном из персонажей. И это только мои решения.

Насколько я знаю, фильм будет в прокате в крупных городах?

Да. У нас запланированы поездки в города, в которые мы можем доехать, потому что бюджета нет. Когда такие фильмы показывают в небольших киноклубах, как у вас, это позволяет отследить реакцию зрителя сразу, потому что реакция — это то, ради чего мы снимаем. Мне кажется, важно друг с другом пообщаться, когда ты увидел фильм, он на тебя воздействовал или нет, но ты вступил с ним в контакт. Морально я готова к критике, но по поводу этого фильма негативных отзывов еще не было. Кстати, с 21-го апреля в киноклубе "Нефть" и других кинотеатрах страны можно будет увидеть фильм и составить свое впечатление.

Первый показ фильма был в вашем родном Новосибирске. Как отреагировала мама?

Она посмотрела фильм в декабре. Два дня мы его не обсуждали, потому что она была под впечатлением и не очень в состоянии говорить, но это висело таким грузом, нерешенным вопросом. Потом она высказала какие-то свои мысли, но потом еще неделю она повторяла: «Нет, ну как же так? Ты же добрая хорошая девочка, зачем?»

Кроме того, что этот фильм представлен зрителю как эротическая драма-триллер, можно ли сказать, что это фильм о любви?

У меня просто проблемы с этим термином. Не далее, чем пару дней назад у меня была большая дискуссия, в которой меня назвали холодной и чрезмерно принципиальной, потому что мне кажется, что любовь — это какие-то пошлые слова. Вот, например, Саша с Егором (главные герои фильма - прим.авт.) — я их называю самыми близкими людьми, и от этого мне еще обиднее, что у них так по-дурацки все получилось.

Ну, если помнить, что многие наши проблемы родом из детства, нужно же однажды посмотреть им в глаза. А Егора похоже, все устраивает.

Да, Егор точно нашел свое равновесие. Актеры довольно глубоко вжились и действительно, очень много знают про своих персонажей. И вот Егор Корешков (актер, сыгравший Егора - прим.авт.) считает, что Егор поедет в Берлин, все у него будет отлично, и он встретит там кого-то, кто будет понимать его со всеми гусями-тараканами, но здесь он свой шанс упустил.

Вас ведь уже знают в кинематографических кругах, есть ли после фильма обратная связь от режиссеров или актеров, которые выражают желание сниматься у вас?

Да, от актеров особенно. У них очень приятные впечатления, для меня это, конечно, очень удивительно. Отдача идет. Некоторые восприняли довольно прохладно, особенно критики. К сожалению, у многих людей в индустрии нет своего мнения, люди не готовы его высказать и брать за него ответственность. Нужно быть сильным человеком, чтобы высказывать свое мнение, а когда не знают,что сказать, говорят заученными фразами.

Лика, спасибо большое за беседу, но прежде чем попращаться, давайте внесем развлекательный элемент в наш разговор. Назовите топ- 5 фильмов, которые вас питают и которые вы рекомендуете.

"Конформист" (Бертолуччи)

"Психо" (Хичкок)

"Пальцы"(Тобэк)

"Дитя человеческое" (Куарон)

"Сомбре" (Гранрье)

 

Текст и фото: Юлия ТАРКОВСКАЯ

 

06.04.2016 12:58 269 0


Комментарии

TOP NEWS