Власова Наталья

- журналист

Беда на мягких лапах

В четверг, 21 апреля, в 8-й школе прошло родительское собрание. Изначально планировалось, что это будет обычная встреча с родителями перед выпускными экзаменами, но последние события, а именно скандал с новым оскорбительным наименованием школы и проработка вопроса о реорганизации самого учебного заведения, изменили формат собрания. В школу пришли высокопоставленные чиновники –  заместитель мэра по социальной политике Жанна Петрова, начальник Управления образования администрации Переславля-Залесского Галина Зарайская, а также заместитель председателя городской Думы Татьяна Коняева.

Что же хотели сообщить родителям и детям высокие гости? Как они планируют помочь выпускникам избежать аттестата со словами «с общественно-опасным поведением»? Почему встал вопрос о реорганизации (а если называть вещи своими именами, то о закрытии) школы?

Первой слово взяла Галина Зарайская. Она говорила о том, что 8-я школа, согласно новому закону об образовании, должна была до 1 января 2016 года сменить наименование. И школа это сделать успела. Однако в начале 2016 года стало известно об отсрочке, предоставленной тем учебным заведениям, кто не успел сменить название, до  1 июля 2016 года. Но для учеников 8-й школы якобы  уже ничего изменить нельзя. Родители спросили, можно ли временно, до 1 июля, вернуть школе старое наименование, чтобы дети получили нормальный аттестат. На этот вопрос ответила Татьяна Коняева, которая объяснила, что для внесения изменений в устав нужны  правовые основания (например, необходимость приведения его в соответствие с законом), а в данном случае их нет. Многие родители возмущены, потому что ребенок начинал учиться в одной школе, а заканчивает другую. Здесь было предложено 2 выхода. Первый – оставить все, как есть, потому что большинство выпускников собираются дальше поступать в училища Переславля, где все знают 8-ю школу, и проблем не будет. Второе предложение – до конца учебного года быстро перевестись в другую школу, чтобы получить аттестат без унизительного клейма. На словах – это легко и просто и специалисты Управления образования готовы оказать содействие. Но легко ли будет ребятам сдавать выпускные экзамены в другой школе? Не слишком ли велик стресс? Ведь переход в другую школу – это потрясение для любого ребенка, а здесь дети не простые. Ученики спецшкол сдают экзамены на базе своей школы, в то время как все остальные выпускники пойдут в специальные центры сдачи. Еще один стресс. Кто пожелает смену школы для своего ребенка перед выпускными экзаменами?

После вопроса о выпускниках перешли к проблеме дальнейшей судьбы школы. Смена наименования – процедура очень сложная и длительная, по словам Татьяны Коняевой. Потребуется изменение федерального закона, а это может занять годы. Поэтому, сказала Галина Зарайская, есть риск того, что школа надолго останется с неподобающим наименованием. Конечно, такое название учебного заведения не привлечет новых учеников. Следовательно, возникают другие риски. Из-за недостаточного наполнения школа не выживет, так как финансирование подушное. Нет учеников – сокращается штатное расписание, учителей становится меньше, зарплата их уменьшается. Нарисовав такую нерадостную картину, Галина Зарайская стала осторожно подходить к теме реорганизации. Никаких из вышеописанных проблем не будет, если мы 8-ю школу присоединим к 3-й. Да, 8-я школа как юридическое лицо перестанет существовать, но все дети будут приняты в другие образовательные учреждения города. Учителя без работы не останутся. Многие дети, скорее всего, останутся в этом здании, куда планируется перевести коррекционные классы из 3-й школы.

Прозвучало предложение подумать родителям остающихся учеников 5-8 классов – хотят ли они продолжать обучение в 8-й школе, учитывая все вышеописанные риски, или желают перейти в общеобразовательные школы. Список учеников с принятыми решениями Галина Зарайская попросила представить к 25 апреля.

Начались вопросы родителей. Они спрашивали, куда пойдут дети, которым в 8-й школе хорошо, которых «выпихнули» из общеобразовательных школ? Ответ Галины Зарайской о том, что в штатном расписании каждой школы есть психолог и социальный педагог, многих родителей не удовлетворил.

Вот монолог одной из мам учеников 8-й школы:

«Нам в 9-й школе психолог сказала, что она не имеет допуска для работы с моим ребенком, учителя сажают его на заднюю парту, чтобы не мешал, а администрация настойчиво склоняет к домашнему обучению. А мой ребенок не хочет учиться дома! В той школе ему обеспечивается индивидуальный подход, с ним работают специалисты, куда нам идти? В коррекционный класс, где наполняемость до 12 человек, мой ребенок не попадет. Снова возвращаться в класс из 25 человек на заднюю парту, где о нем все забудут?»

Еще одна мама девочки, которая пришла в 8-ю школу из 9-й, рассказала, что здесь ее дочь смогла нормально учиться, и они очень благодарны школе и ее педагогам, вот только узнали они об этой школе совершенно случайно, и почему-то администрация 9-й школы до сих пор настойчиво просит их вернуться обратно.

В школах города, по словам родителей, много детей со схожими проблемами, но почему-то директора и учителя не рассказывают об уникальной возможности, которая есть в Переславле – специальной школе для детей, испытывающих трудности в обучении. Они узнали о 8-й школе практически случайно, когда учителя из этой школы приходили оттуда, чтобы найти учеников. Сами учителя также рассказывают о том, что невероятно трудно донести информацию о школе тем детям и родителям, которым это было бы нужно. В городе не ведется работа по выявлению таких детей. А ведь наш город – единственный на всю область, где ребята могут учиться в специально созданных для них условиях. Школа прекрасно оборудована именно для таких детей – здесь небольшие светлые классы, есть кабинет психологической разгрузки, само здание в прекрасном состоянии.

Учителя говорят: «У нас многие дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, у них дома плохие условия, а здесь мы даем им шанс увидеть, что есть другая жизнь – красивые, уютные комнаты, забота и внимание. Вот скажите, если в обычной школе ребенок забудет карандаш или тетрадку, что будет? Скорее всего, его отругают. А у нас в каждом классе есть запасные ручки, карандаши, тетради. Мы делаем все, чтобы дети повернулись лицом к учебе, к нормальной жизни, не попали в противоправную среду».

После разговора с учителями и родителями возникает множество к Управлению образования и к администрации города в целом.

1. Как в случае реорганизации смогут учиться дети, которые привыкли к 8-й школе? Как будет организовано их обучение в общеобразовательной школе? Как на деле, а не на словах будет реализовываться индивидуальный подход?

2. Почему Управление образования, являясь Учредителем, не рассматривает вариант содействия в наполнении школы, отговариваясь  тем, что родители и дети имеют право на выбор образовательного учреждения и не хотят идти в 8-ю школу? Директор 8-ой школы Наталья Компанец предлагает создать комиссию на базе Управления образования для выявления детей, нуждающихся в тех условиях, которые может дать 8-я школа. На собрании вариант развития школы путем активного содействия в ее наполнении вообще не рассматривался .

3. Есть ли возможность перерегистрировать устав снова до 1 июля? Если есть, то почему Учредитель не использует эту возможность, чтобы дать детям окончить школу без «волчьего билета»? Почему рассматривается только вариант с переходом в другую школу на последний месяц – вариант, который вряд ли подходит ученикам 8-ой, да и любой другой школы?

4. Зачем в преддверии работы экспертной комиссии из Департамента образования Ярославской области Галина Зарайская попросила подготовить список учеников 8-й школы с информацией о том, какое решение родители и дети хотели бы принять ввиду тех рисков, которые обозначены на собрании? Практически всех поставили перед фактом, что школа умирает, и попросили решить – что вы будете делать, будете ли переходить в другую школу?

5. Сможет ли специально построенное здание использоваться с другими целями? Подойдут ли классы, рассчитанные для  школы с малой наполняемостью классов, использоваться по другому назначению? Напомним, в здание 8-й школы в случае реорганизации планируется перевести коррекционные классы 3-й школы (наполняемость 12 человек).

На самом деле все эти вопросы об одном - почему Учредитель не хочет приложить усилия для сохранения школы, а наоборот, предпринимает шаги, которые приведут к ее закрытию? Неужели именно это является заботой о детях, их образовании и их правах? Напомним, речь идет не про обычных детей, а про особых, которым нужны специальные условия и индивидуальный подход.

Очень хочется, чтобы экспертная комиссия из Департамента образования Ярославской области получила развернутые ответы на все эти вопросы и приняла ответственное решение. На настоящий момент ситуация в 8-й школе находится на контроле в аппарате Уполномоченного по правам человека Ярославской области.

26.04.2016 12:10 87 0

ЭХО76 В TELEGRAM

Комментарии

TOP NEWS