Ткаченко Антон

АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ. Просьба сохранять спокойствие.

В воскресенье, 9 октября, в аэропорту Домодедово эстренно совершил посадку Boeing 737 маршрута Ираклион–Москва. Рассказ очевидца о том, что происходило в салоне самолета за 1,5 часа до экстренной посадки.

 

 

 

 

Рейс 7750 Nordstar. Ираклион - Москва. 9.10.2016

8 октября мы отдыхали последний день в нашем отеле, и, перед тем, как попасть на обед, мы получили сообщение от Тез Тур, что греческие авиадиспетчеры объявили забастовку с 9 по 10 октября. Это означало что аэропорт Ираклиона будет закрыт для всех. Мы связались с представителем Тез Тур и нам сообщили что скорее всего наш вылет будет перенесён на 11 октября.
Стали следить за новостями и к 8 часам вечера стало ясно что диспетчеры договорились с правительством и забастовка отменяется. Соответственно, наш вылет состоится по плану - 9 октября в 10 утра (Московское время, и время в Ираклионе одинаковое).

С утра, 9 октября, прибыли в аэропорт Никос Казандзакис, зарегистрировались на рейс и ожидали посадку на борт.
Немного отступая от темы скажу, перед каждым отпуском, если куда-то летим, я внимательно слежу и изучаю все самолёты авиакомпании. Стараюсь вычислить на каком именно самолете полетим.
Самолет Boeing 737-800. Бортовой номер VQ-BDZ
Производство: Апрель 1998 года.
Юридически, Нордстар, это его 4 авиакомпания.

Взлёт прошел без проблем, хотя, забегая вперёд, скажу что некоторые из пассажиров говорили о каких-то посторонних звуках (скрежет металла) при взлёте.
Практически весь наш полёт проходил на высоте 37000 футов (примерное 11300 м). Когда подлетели к России сменили высоту на 36000 футов (11000 м)
Нас покормили обедом, выпили чай/кофе и многие задремали.
На часах было примерное 13-00, я читал книгу про хоккейного тренера из Канады (Дейв Кинг) и только я дочитал строку: "Нам рассказывали историю о том, как летом 2004 года два самолёта местных авиалиний были взорваны.", как в эфир вышел пилот нашего судна. Текст был примерное следующий:
"Уважаемые пассажиры! Мы будем совершать аварийную посадку в аэропорту домодедово. Просьба сохранять спокойствие. Пожарные и медицинские службы оповещены, они уже готовят полосу. Следуйте указаниям борт-проводников".
Голос пилота был настолько спокойный, что я как-то и не поверил в серьезность ситуации. И только со временем стало доходить что всё серьезно. Минуты через 2-3 прозвучала противная, пронизывающая сирена, после чего тревожный женский голос на весь салон произнёс: "АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ! ПРИГОТОВЬТЕСЬ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ НА СУШУ!". И так три раза.
Честно сказать, этот момент был самым тревожным, потому что многие подумали, что это не автоинформатор, а обновление информации после сообщение пилота. Особенно фраза "посадка на сушу". Я уточнил у борт-проводника Евгения, что значить "на сушу", он сказал что все ок, будем садиться в домодедово.
Борт-проводники нас начали готовить в аварийной посадке.
Первое что мы сделали, это все надели тёплые вещи. Потом начали снимать все острые, колющие, режущие предметы. Ремни, монеты, зажигалки. Также документы, телефоны, все убирали по сумкам. Сумки в верхние ящики.
Туфли на каблуках девушки тоже снимали.
Все эти процедуры длились достаточно долго.
Мы с женой и сыном сидели на 30 ряду A (жена), B (сын), C (я) (всего 31 ряд). В основном с нами была стюардесса Мария. Она держалась лучше всех проводников. Говорила что все будет хорошо, что нужно соблюдать обязательные меры предосторожности.
Мимо проходил Евгений, борт-проводник, я у него уточнил, что всё-таки с самолётом? Он сказал что проблема с шасси. Что конкретно - не знает.
Далее нам показали как занять аварийную позу. Руки крест накрест, уперевшись в переднее кресло, и голову положить на руки. Для моего 4х-летнего Тёмы это было сделать трудно. У него немного по другому. Руки под бедра, и голову с туловищем наклонить к коленям. КАк правильно заметила моя жена, в аварийную инструкцию в этот раз мы посмотрели за 1 час раз 30. Паники не было, но у всех был такой вид.. Я понимал каждого пассажира на 100% и не надо было слов.
Ко мне подошла борт-проводник Мария и попросила отойти вместе в задний отсек.
В аварийный ситуации по инструкции борт-проводники обязаны найти себе пассажиров - помощников. В заднем отсеке самолёта у Марии выбор пал на меня.
Мы отошли в задний отсек, она показала как открывается дверь, если у нее не хватит сил. Прежде чем открыть дверь, нужно убедиться в том, что за бортом нет огня или задымления.
После открытия двери выпадет надувной трап, если не выпадет, дёрнуть за специальный красный рычаг. Нужно встать напротив прохода, руками указывать направление движения пассажирам. Громко, но спокойно говорить "Без паники". Выходить последним. Инструктаж прошел, тут же сдал короткий тест, проговорив все это еще раз. Потом переспросил её что же всё-таки с шасси? А она сказала что не шасси, а проблема с какими-то системами. С какими, она не знает сама, но всё будет нормально. Я её спросил: "почему Вы так спокойны, у Вас были подобные ситуации?". Она зависла на пару секунд, потом сказала: "Нет! Но все будет хорошо!"
Я вернулся в салон и словил на себе взор многих пассажиров.
Так как меня неофициально приняли в команду борт-проводников))) Я стал повторять, "не переживайте, все будет хорошо".
Не обрадовал меня этот поход только тем, что я стал понимать что проблема не с шасси, а с какими-то системами.
Проблемы с какими-то системами на высоте 10 км не есть хорошо, лучше б это были проблемы с шасси.
Плюс прохождения моего инструктажа был в том, что я хоть и косвенно, но уже был при деле. И это лучше чем сидеть и ждать, ждать, ждать..
Впереди нас сидели три девушки и слушали меня, как-будто я спец 82 уровня, а я всего лишь когда-то немного поиграл в авиасимулятор и на любительском уровне увлекаюсь гражданской авиацией)
Многие старались шутить, но шутки "не проходили". И это скорее был истеричный смех.
Оставалось минут 15-20 до домодедово, мы уже приступили к снижению, как вдруг ворвалась к нам в хвост из бизнес-класса старший борт-проводник.
Это женщина, лет 47-50, советского образца. Она не говорила что "все будет хорошо, не переживайте". Она громким и нервным голосом спрашивала почти каждого пассажира: "ВЫ ГОТОВЫ?"
Спросила меня еще раз все, о чем мне рассказывала Мария. Экзамен сдал.
Потом спросила мою жену: "Вы готовы?". Жена уверенно ответила: "Нет!". Ст. борт-проводник: "У нас нет другого выбора!". Потом побежала в сторону бизнес-класса со словами: "С БОГОМ! С БОГОМ!". Вообщем, накалила неспокойную обстановку до предела.
Мы уже снижались, немного общались между собой и девушками перед нами.
Еще раз услышали сигнал: "АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ..." итд..
Высота была 2500 футов (700-800 м). Мы влетели в облако и нас начало прилично трясти.
Вспоминая слова что проблема не с шасси а с "какими-то системами" было очень не по себе. Это был второй самый страшный момент, потому что лично я опасался что "какие-то системы" выйдут из строя и может повториться авиакатастрофа, как в Казани с а/к Татарстан. Как только прекратилась тряска на связь вышел пилот и сообщил:
"Уважаемые пассажиры! Сейчас мы совершим пролёт над взлётно-посадочной полосой для визуального контакта. Просьба сохранять спокойствие."
И это сообщение дало надежду что проблема всё-таки с шасси.
Кстати мы уже сидели все в аварийныйх позах.
В том числе и мой не усидчивый сын. На удивление, хоть он толком ничего и не понимал, сидел смирно и послушно, ворча под нос что устал.

Мы увидели землю, увидели домодедово, увидели машины, которые едут рядом с аэропортом. Было завидно на них смотреть, как они едут по своим делам и у них все хорошо, а у нас черт пойми что. И неизвестно что нас ждёт через 15-20 минут.
Минимальная высота была 400 футов (120 метров). Потом стали набирать высоту до 5000 футов (1500 м). И во время этого набора высоты вновь вышел на связь пилот:
"Уважаемые пассажиры! Нас осмотрели с земли, все стойки шасси выпущены. Возможно, левая задняя стойка не зафиксирована. Сейчас мы переждём 10-15 минут пока подготовят полосу и будем совершать аварийную посадку. Сохраняйте спокойствие."
Мы ушли на второй круг, летали еще минут 10-15 вырабатывая топливо. И приступили к посадке.
Снова пролетели через это "трясущееся" облако.
Видим землю, подлетаем в ВПП, немного перелетели её и очень очень мягко сели. Я уверен что это была самая "нежная" посадка в моей жизни. Пилоты по минимуму хотели дать нагрузку на левую стойку шасси. Вот мы уже катимся по полосе, скорость примерно 200-250 км/ч. Реверс включали не сразу. Жена толкнула меня и показала на окно. Там стояли куча пожарных расчетов, скорая помощь, медицина катастроф, спецназ, полиция, мчс... Потом плавно включили реверс, и как только скорость снизилась до 40-50 км/ч мы поняли что все окей и все захлопали в ладоши, закричали браво. Пилот сообщил: "Уважаемые пассажиры! Оставайтесь на своих местах до полной остановки воздушного судна!". И следом овации еще громче.. Крики "Браво" итп..
Столько разом плачущих людей я не видел ни разу. Рыдали почти все. Многие мужики закрыли глаза руками. Радостная, но в то же время жуткая картина.
К нам быстро подъехали все службы, осмотрели нас и через некоторое время сказали что самолет будет отбуксирован на стоянку, а оттуда нас заберут на автобусах. Эвакуации не будет. Около часа мы провели в самолёте на "суше". Сказали персональное спасибо Марии, вышли на трап и вдохнули самый вкусный глоток свежего воздуха.
В автобусе от самолёта до аэропорта мне позвонила Мама. Я не смог с ней поговорить, хотя очень хотел. Выдавил что всё окей, и перезвоню позже.
Я намеренно эмоциональную составляющую оставил на конец этого рассказа, чтобы не мешать спокойно читать как все было. Но все же про это нужно сказать.
Полёт длился 4 часа 10 минут. ПЕрвые три часа прошли быстро, оставшиеся 1ч.10 мин длятся, по-моему, до сих пор.
С земли, как я понял, это воспринималось как обычная рядовая ситуация, которая вряд ли закончится катастрофой. Особо шумихи не было на этот счет, несмотря на то, что домодедово закрыли на время нашей посадки.
Внутри самолёта многие прощались, обнимались, говорили друг другу важные слова. Понимали что, возможно, это последние минуты жизни. Больше часа все на борту находились в состоянии 50 на 50. Лично я смотрел на свою жену, на ребенка . Хотел насмотреться на них как можно больше. Думал о родителях, о брате, о бабушке, о моих друзьях в Ярославле, о моих хоккейных друзьях, о коллегах на работе, о моей команде.. В миг могло все просто пропасть и всё. Конечно, скрывать нечего, больше всего было страшно за Тёму. Я хотел чтоб он познал мир, пожил..
Произошла мощная перезагрузка, переоценка всего что происходит вокруг.

По приезду домой я выпил и все равно не мог спать. Кое как в 3 часа ночи отрубился..
Я скажу, наверное, для кого-то банальные вещи..
Цените каждую секунду с людьми, которые Вам дороги. Не ссорьтесь по пустякам. Все можно решить, если от тебя что-то зависит. Всегда есть выход из ситуации. Тяжело понимать, когда выхода нет.
И, как сказал один хороший человек, который прошёл Чечню и вернулся оттуда с серьезной травмой: "Не стесняйтесь говорить добрые слова каждый день, не стесняйтесь проявлять чувства. Не стоит показывать какой ты холодный и жесткий человек. Завтра может не наступить."

 

п.с. ниже приведены ссылки полёта.

 

  1. Борт VQ-BDZ
    https://www.planespotters.net/airframe/Boeing/737/27978/VQ-BDZ-NordStar-Airlines
  2. Полёт 7750
    https://www.flightradar24.com/data/aircraft/vq-bdz#b40e36f
  3. Разорванное колесо
    https://www.youtube.com/watch?v=eMeCfa0Hhig
  4. Звук и немного видео из салона. Последние 4 минуты полёта
    https://www.youtube.com/watch?v=S-7YgX8rDtw
  5. Переговоры вышки DME и борта 7750
    http://www.radioscanner.ru/files/download/file19523/t7750.mp3

 

п.с.2: как оказалось позже и с передней стойкой шасси что-то было не так, исходя из радиопереговоров вышки и 7750.

 

ОРИГИНАЛ ТЕКСТА 

Опубликовано с разрешения автора блога.

 

12.10.2016 01:20 1444 0

ЭХО76 В TELEGRAM

Комментарии

TOP NEWS