Лётин Вячеслав

- театровед

Басни в стиле «мюзик-холл» или Крылов - one love

Что такое «Басни!» - это песни! И, надо сказать, не только песни, но еще и танцы, остроумные диалоги и конечно же - мораль. Последнее может насторожить, но это лишнее, так как спектакль «Басни!» по мотивам произведений Ивана Крылова более чем не скучен.

С первого шага по сцене и до последнего поклона студенты IV курса отделения актер театра кукол ЯГТИ держат внимание зрителя, не позволяя ему ни расслабиться, ни отвлечься. А ведь зритель своенравен, капризен и привередлив: дети они такие! Но хрестоматийные сюжеты нравоучительных басен «дедушки Крылова» подаются в аранжировке популярных мелодий от русской плясовой и рэпа до жестокого романса и номера из мюзикла «Чикаго». И это попурри обрушивается на зрителей каскадом шлягеров, создавая такую непривычную в современном театральном пространстве атмосферу радости и игры.

Именно игра с текстом, друг с другом, куклой и, в итоге, - зрителем становится главным со-бытием устраиваемого представления. Отказавшись от иллюстрирования литературного текста сценическим действием режиссеры спектакля Наталья Хабарина (художественный руководитель курса) и Виталий Новик открывают зрителю процесс игры «в басни», превращающий чтение классического текста в со-творчество.

Конферанс Василия Терендюшкина и Олега Царева не только связывает отдельные номера этого басенного «мюзик-холла», но и ставит акценты в виде кратких и емких литературоведческих и культурологических комментариев. А специфический жест «умного Васи», согнутой в локте руки с поднятым вверх указательным пальцем и сопровождающий его звук звонка становятся своеобразным контрапунктом к эксцентричным музыкальным ритмам сценического действия.

Музыка провоцирует появление танца, а из танца и рождаются басенные сюжеты. Одетые в элегантные черные комбинезоны (художник Светлана Цепова), актеры становятся организаторами сценического действия, превращаясь то в хор, то в «декорации», то в нейтральный фон. Благодаря их постоянному присутствию на сцене кукольный спектакль получается очень человечным.

Своеобразной увертюрой становится история мартышки, выбирающей очки. Глупое и вертлявое существо управляемое сразу тремя актрисами (Екатерина Филиппова, Надежда Куклина, Ксения Львова) жонглирующее гигантскими очками (или наоборот?) задает легкий сюрреалистический тон восприятия спектакля. Хор легкими куплетами комментирует и акцентирует злоключения невежественного зверька, которые сначала забавляет, а потом раздражает хористов своим невежеством.

А вот в истории с Вороной (Анастасия Бабиченко) и Лисицей (Ариана Войтюк) романсное звучание хора прерывается разудалой пляской в «фольклорном стиле» вульгарной птицы. Эта толстая и глупая пернатая, словно пародия на поэтический символ Метерлинка - голубую птицу, одержима только удовлетворением своих страстей голода и честолюбия. А вот её антагонистка - Лисица в исполнении Арианы Войтюк не томная басенная красотка, а динамичная и агрессивная хищница. Ей интересен не столько результат- обладание заветным «кусочком сыра» -, а и сам процесс его получения, который становится актом творчества, коварной игры. Образ становится живым и объемным за счет того, пластика кукол в этом эпизоде «отрабатывает» телесные ощущения упоения собой и голода, то голоса передает гораздо разнообразную палитру эмоций, переполняющих героинь, узнаваемых типажей зажравшейся самовлюбленной хамки и голодной амбициозной стервы.

Надо сказать, что «феминные» образы этого спектакля весьма своеобразны и …современны. Они лишены сентиментальности, рациональны и циничны. И «звезда» леса – Лиса («Волк и Лиса») и болонка-конформистка Жужутка («Две собаки») дают два наиболее типичных варианта проявления этих граней женской природы. История о сытой Лисе (Надежда Куклина), потчующей голодного Волка (Василий Терендюшкин) сеном становится апофеозом женской хитрости над простодушным маскулинным началом. А «карамельная» Жужутка (Надежда Прошина) под романтическую мелодию девичьей поп-группы цинично отвергает нищенское прозябание в конуре с верным Барбосом (Сергей Сергеев) ради сытой и теплой жизни с человеком. Цена этого предательство не только любви, но и собственной собачьей природы - хождение на задних лапах. Естественно, такой выбор возмущает дворовых пацанов хора, тут же ответивших брутальным рэпом районных подворотен. Сквозь несколько натуралистично сыгранные «собачьи» повадки персонажей-кукол, здесь явно просвечивают черты социальных типажей «простого работяги» и «гламурной гм… домохозяйки».

Среди мужских персонажей обманутых, неадекватных, социально непривлекательных ярким пятном выделяется Петух, пытавшийся склевать гигантское жемчужное зерно. В исполнении Романа Болтаева эта амбициозная инфантильно-желтая тушка с приставным павлиньим хвостом требует королевских почестей и… скучает. Его не радуют ни грациозные хористки, ни уникальный жемчуг. Единственное развлечение – еда! А то, что не съедобно - долой! В своей страсти он теряет и без того слабую маскулинную идентичность. А в пространстве спектакля по наглости и невежественности его превосходит только Свинья.

Сюжет о «Свинье под дубом» становится своеобразной кульминацией спектакля. Не самая, казалось бы, игровая басня превращается в микромиюзикл с поющими образами леса (Василий Куралев, Анастасия Бабиченко, Ариана Войтюк) и Вороном-лесозащитником (Олег Царев). Но центральный персонаж здесь - Свинья. Заданная в спектакле динамика персонажей, обуреваемых собственными желаниями, здесь достигает своего полного разрешения. Это существо утратившее всяческую идентичность. Одержимая исключительно поисками желудей Свинья в исполнении Ксении Земской становится угрозой всему живому. От одной её поступи содрогается физически и приходит в ужас морально элегантный хор-лес. Тупая немотивированная агрессия вдруг перестает быть смешной и легкий жанр обнаруживает потенциал тяжелых физических травм, но спасает ситуацию Ворон-интеллектуал. Ирония ситуации в том, что его «лекция» не исправляет Свинью, а лишь отвлекает её от подрывания корней векового дуба-кормильца, давая возможность хору спастись бегством. Оставшаяся в экзистенциальной пустоте сцены Свинья «так ничего и не поняла».

Как, впрочем, «ничего не поняли» про себя ни Ворона, ни Жужутка, ни Мартышка, ни Петух… В спектакле персонажи не меняются, оставаясь аллегориями человеческих страстей и социальных типажей. Как и по авторскому замыслу Ивана Крылова изменения должны происходить в душах зрителей, способных понять намеки «легкого жанра».

Однако положительный опыт преобразования хаоса в гармонию в этом представлении все же есть. Квартет формирующийся на протяжение всего спектакля в сценках-связках между баснями-эпизодами появляется-таки в финале. И каждый из персонажей здесь находит свое место и свою тему и меланхоличный «косолапый Мишка» (Влад Рябцев), и холеричный Козел (Алексей Горбунов), и сангвинистическая «проказница мартышка» (Ксения Львова) и флегматичный Осел (Григория Чернов) и даже неугомонный Соловей (Василий Куралев) под руководством умелых аниматоров – конферансье устраивают феерическое шоу финала, втягивая в свой номер всех участников спектакля. И из эксцентричного калейдоскопа микросюжетов вдруг складывается ансамбль. И торжествует гармония, и чувствуешь, как в душе начинает прорастать разумное, доброе, вечное…

В чем же секрет обаяния этого спектакля? Наверное, в принципах работы с материалом, которые выбрали педагоги по актерскому мастерству Наталья Хабарина и Виталий Новик. Спектакль вырастал из самостоятельных студенческих работ, так же рождались и персонажи-куклы. И свойство таких спектаклей это постоянное самосовершенствование, так как работа актера над ролью здесь оказывается работой над собой.

Так что наши «Басни!» это стильно, задорно и…вкусно!

01.12.2017 11:37 380 0 Фото К. Колобенин

ЭХО76 В TELEGRAM

Комментарии

TOP NEWS