Пример
92-106-5, 95-106-5
телефоны прямого эфира
Пример
Сейчас в эфире

Эхо Москвы - Ярославль

- радиостанция / сетевое издание

10 вопросов о ВОЙНЕ / 9 / Почему солдаты Красной Армии так массово сдавались в плен в начале войны?

Проект радиостанции Эхо Москвы Ярославль посвященный годовщине начала Великой Отечественной войны 

Вопрос №9: Почему солдаты Красной Армии так массово сдавались в плен в начале войны? Они не хотели воевать?

Воевать хотели.

Конечно, были и такие, кто не хотел биться за обидевшую их страну, но в общем числе угодивших в немецкий плен их было сравнительно немного. Такие люди старались дождаться оккупации на гражданке, как например, явившийся в ялтинскую комендатуру немцев в форме полковника ВВС РККА Виктор Мальцев. Плен для основной массы бойцов и командиров Красной Армии был связан с важнейшим для понимания сути Второй мировой войны понятием «окружение».

Уже в Первую мировую войну ключевое значение для армии стали играть пути подвоза - коммуникации. Хорошо было наполеоновскому войску - сено и пищу можно было отобрать у любого крестьянина, в обозе приходилось везти только порох и боеприпасы для немногочисленной артиллерии. В ХХ веке с появлением скорострельной артиллерии, пулемётов и танков войска стали потреблять снаряды, патроны и горючее с огромной скоростью. Пережмёте дороги, по которым всё это попадает на фронт - и солдат можно брать голыми руками.

Танковый батальон - огромная ударная сила, способная принести невосполнимый урон. Противотанковая батарея сожжёт танковый батальон и потреплет роту. Гаубичный полк остановит атаку и прорубит коридор в обороне врага. Но если бригада мотоциклистов займёт у них в тылах несколько перекрёстков и блокирует пути подвоза, то танки сожгут топливо за сутки, а орудия расстреляют свой боекомплект в пару часов. Затем грозные подразделения превратятся в маленькие группы бойцов с лёгким стрелковым оружием и многими тоннами дорогостоящего, но совершенно бесполезного металла.

Немцы переиграли Красную армию в подвижности, управляемости и координации действий. Они редко атаковали в лоб, в основном нащупывая слабые места в неповоротливых советских порядках, и обходными путями устремлялись в тыл, сбивая слабое охранение позади основных войск.

Конечно, из окружений можно и нужно было прорываться. Но беда 1941-го в том, что на быстрые немецкие удары накладывалось изжитое впоследствии отвратительное управление войсками.

Маленький пример: вы, возможно, помните гордость советских танковых войск перед войной - многобашенный красавец Т-35. Погуглите их фото, и после десятка парадных картинок сразу увидите множество брошенных машин с позирующими около них немцами.

Причина проста - в первые дни войны 34-я танковая дивизия, в которую входили 48 этих машин, по приказам трех различных инстанций проделала несколько маршей общей протяженностью более 500 километров. С противником Т-35 не встретились, но их моторесурс стремительно таял, танки ломались, и их приходилось бросать. Интересно, что в результате этих форсированных маршей остатки дивизии по большому треугольнику вернулись практически к началу своего путешествия, потеряв от поломок до половины матчасти. Сломанные танки чинить было некому и некогда, их просто сталкивали с дороги, а опытные танкисты превращались в зелёную пехоту, вооружённую даже не винтовками и гранатами, а карабинами и пистолетами.

Их участь как правило была незавидна. И от желания воевать тут мало что зависит.

Фото 1: Колонна пленных красноармейцев на оккупированной территории осенью 1941 года

Фото 2: Брошенный советский танк Т-35 лето 1941 года

Автор текста: Марк НУЖДИН

<<< Вопрос №8: Правда ли, что СССР превосходил Германию по количеству и качеству военной техники? И почему тогда мы не смогли отразить их удар?

Вопрос №10: Правда ли, что наступление Вермахта смогли остановить лишь «закидав трупами» наступающие войска?>>>

20.06.2019 10:57 583 0

ЭХО МОСКВЫ В TELEGRAM

Комментарии

ВАША РЕКЛАМА



23 сент. 2019

16:58 Ради добрых дел в Ярославле перекроют улицу в центре

Во второй четверг октября будет перекрыта одна из улиц в центре Ярославля

14 0

16:21 В Ярославле прямо на улице скончалась 69-летняя женщина

На улице Угличской недалеко от ее пересечения с улицей Чехова прохожие обнаружили труп

94 0

15:51 В отношении водителя устроившего смертельное ДТП в Ярославской области возбуждено дело

В результате ДТП погибли два человека находившихся в салоне «Чери»

18 0

12:55 Из-за футбольного матча в центре Ярославля ограничат движение

В мэрии просят водителей быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения

240 0

12:39 Ярославль сильно отстаёт от регионов ЦФО по росту зарплат

Рейтинг по динамике оплаты труда составлен агентством РИА Рейтинг по данным Росстата

83 0

11:44 Ярославна чуть не лишилась дорогого айфона из-за долгов

Барышня не хотела оплачивать штраф 8 000 рублей

10 0

11:29 Снег на дороге стал причиной ДТП в Рыбинске, в котором пострадали три человека

Удар был такой силы, что «Мицубиси» выбросило с дороги в кювет, а у «Киа» полностью смяло моторный отсек

75 0
НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Северная железная дорога
- филиал ОАО «РЖД»

Северная железная дорога поддерживает VII Всероссийскую акцию #СТОПВИЧСПИД
В рамках акции СЖД запланировала различные мероприятия
14.05.2019

Северная железная дорога
- филиал ОАО «РЖД»

На Ярославской детской железной дороге открылось ретро-движение
Впервые паровоз станет перевозить пассажиров наряду с другими локомотивами, работающими на ЯДЖД
07.05.2019

ТНС энерго Ярославль
- ярославская сбытовая компания ПАО

Долг управляющих компаний Рыбинска за электроэнергию превысил 160 миллионов рублей
Злостные УК-должники не только не отдают долги, но и не оплачивают текущие счета в полном объеме, накапливая все больший долг перед ПАО «ТНС энерго Ярославль»
18.04.2019

АВТОДИЗЕЛЬ
- ПАО

На «Автодизеле» проходят стажировку студенты ярославских ВУЗов
По результатам стажировок лучшие участники проекта трудоустраиваются на предприятии
26.02.2019